Социология – Бачинин В. А. – Воля и правосознание

Воля представляет собой способность человека переходить от целеполагания к практическим действиям по достижению поставленной цели. Она позволяет переводить желания, чувства, потребности, а также этические и правовые императивы в непосредственные усилия по их реализации. В качестве опосредствующего звена, своеобразного медиатора воля связывает мотивы и поступки, духовные и практические действия в единый психологический и деятельностиый континуум.

Различают несколько типов индивидуальных волевых усилий:

А) для витального “Я” исходным причинным фактором выступает индивидуальное “хочу” с присущими ему естественными желаниями и потребностями.

Б) для социального “Я” базовыми посылками являются сверхличные социогенные “надо”, “должен”, “обязан”, заставляющие личность мобилизовывать внутренние энергетические резервы на достижение целей, соответствующих моральным и правовым императивам отдельного сообщества и его целям.

В) для духовного “Я” свойственно заряжать личность волевой энергией, почерпнутой из его устремленности к высшим ценностям красоте, благу, истине, сосредоточенным в искусстве, нравственности, философии, науке.

Воля может быть либо гетерономной, либо автономной.

Гетерономная воля, руководствующаяся преимущественно внеэтическими предписаниями, – это:

А) воля к жизни как досоциальная, доправовая устремленность, способная пренебрегать любыми нормативными, социогенными ограничениями ради самосохранения индивида и рода;

Б) воля к власти – субъективная устремленность, способная обретать как правовые, так и неправовые формы во имя достижения ее обладателем господствующего положения в социальной иерархии;

В) воля к порядку – стремление, имеющее непосредственное отношение к праву, законности, организованному социальному бытию; впрочем и она способна обретать неправовой характер в условиях деспотических, авторитарных, тоталитарных режимов, когда есть порядок, но нет права, имеется сильное государство, но нет гражданского общества.

Автономная воля обладает способностью к самозаконодательству: для нее первозначимы императивы, исходящие от высшего нравственного авторитета – внутреннего голоса собственной совести человека.

Волевое начало представлено не только на уровне индивидуальной психики, но и в макросоциальной сфере. Так, если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве – художественное, то в праве – волевое. Право выступает как воля высших светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов, направленных на поддержание общественного порядка.

Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично настаивают на их выполнении, стремятся подчинить своей воле и держать под постоянным контролем важнейшие проявления общественной жизни. Это позволяет говорить о том, что право имеет не только волевой, но и властный характер.

Подчиняя своей воле граждан, государство не только требует, чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующим соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполнение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,00 out of 5)

Социология – Бачинин В. А. – Воля и правосознание