Социология – Бачинин В. А. – Психологическая структура правосознания
Правосознание представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных, реальных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно-практическими усилиями.
Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушному поведению, правосознание предполагает; а) понимание субъектом объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;
Б) уверенностью способности права и закона обеспечить должный социальный порядок;
В) уважение к авторитету законной власти;
Г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;
Д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.
Стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создании условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для защиты их прав и свобод. В свою очередь личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, То есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственностью отношений с государством.
Правовая норма, сохраняя неизменной свою суть, способна, подобно мифическому Протею, обретать самые разные облики в индивидуальном правосознании. В этом состоит одна из причин ее действенности, поскольку бесконечное разнообразие ее внутренних форм выступает как средство адаптации универсальных императивных формул к индивидуальным особенностям каждой личности и судьбы.
Related posts:
- Социология – Бачинин В. А. – Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания Существует давняя, берущая свое начало еще в античности традиция выделения двух ипостасей правосознания – естественно-правовой и позитивно-правовой. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в абсолютной пред писатель ной, долженствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер. Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем без исключения, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Экзистенциология правосознания Экзистенциальная психосоциология права – это сфера нравственно-психологических проблем, где человек выступает как родовое существо, представляющее предельно широкую социальную общность – человечество, и где он имеет дело с естественно-правовыми нормами и всеобщим жизненным смыслом. Отыскивание смысла в собственных отношениях с миром в целом и социально-правовой реальностью в частности составляет неотъемлемую черту духовного бытия социализированного индивида. Поскольку […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ НОРМАТИВНОСТИ Нормотворчество Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели – мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества нормы привязаны к фигурам конкретных культурных героев, соединявших в себе человеческую природу с божественной. Они закладывали основания упорядоченного, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушного поведения. Культурный герой – это […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Мотивации правосознания Проблема самоубийства как преступления человека против самого себя относится к разряду наиболее сложных психолого-правовых проблем. Ее сложность обусловлена в значительной степени неоднозначностью оценок суицидального поведения в истории цивилизации в разные времена у разных народов. Общественное мнение одобрительно относилось к политическим самоубийствам в Древнем Риме, к ритуальным самоубийствам в Древней Индии, Японии, императорском Китае. И напротив, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Состояние российского правосознания Максим Максимович Ковалевский (1851-1915) – русский социолог, историк, правовед. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Преподавал государственное право в Московском университете, был депутатом I Государственной думы и членом Государственного Совета. Принадлежал к позитивистскому направлению в русской социально-правовой мысли. Был одним из основателей юридической компаративистики. В исследовании “Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права” Ковалевский […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Нормотворчество Нормотворчество Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели – мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества нормы привязаны к фигурам конкретных культурных героев, соединявших в себе человеческую природу с божественной. Они закладывали основания упорядоченного, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушного поведения. Культурный герой – это […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Нормы права Нормотворчество Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели – мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества нормы привязаны к фигурам конкретных культурных героев, соединявших в себе человеческую природу с божественной. Они закладывали основания упорядоченного, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушного поведения. Культурный герой – это […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Рациональные механизмы правосознания Праву необходимы надежные основания, которые исходили бы не только извне, но и пребывали бы в самом человеке, в субъективных, внутренних, мотивационных структурах его духа. Индивид должен проявлять встречную активность, иметь желание, волю и мужество двигаться по направлению к добру и справедливости. Для этого в индивидуальном сознании универсальность и абсолютность внешних требований обязаны принять форму личных […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Роль знаний в деятельности правосознания Праву необходимы надежные основания, которые исходили бы не только извне, но и пребывали бы в самом человеке, в субъективных, внутренних, мотивационных структурах его духа. Индивид должен проявлять встречную активность, иметь желание, волю и мужество двигаться по направлению к добру и справедливости. Для этого в индивидуальном сознании универсальность и абсолютность внешних требований обязаны принять форму личных […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Структура социологии права Между философией права и правовой социологией нет ни жесткой границы, ни непреодолимого водораздела. Напротив, и та и другая своими проблемными пространствами вторгаются друг в друга. Это позволяет говорить о том, что граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море так […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальная структура правовой нормативности У всемирной истории имеется своя цель, и это, по мнению Гегеля, свобода. Если в государствах Древнего Востока свободен был только один человек – правитель-деспот, в античных государствах Европы имела место свобода немногих, то в государствах христианского мира присутствует стремление к осуществлению свободы всех. В осуществлении идеала свободы Гегель видит оправдание того зла, которое пока еще […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 5. СОЦИУМ КАК СИСТЕМА И СТРУКТУРА Понятие, сущность и параметры социума Понятие общества (социума) представляет собой важнейшую из категорий, которыми пользуются социогуманитарные дисциплины, в том числе и социология. Данная категория позволяет обозначать очень крупные объединения людей, вплоть до всечеловеческих масштабов. Существование общества не бесцельно, а целесообразно, то есть ориентировано на определенные задачи и цели. Как саморегулирующаяся система социальных связей между индивидами, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Сущность гражданского общества Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Футуристическая социология советского авангарда Футуристическая социология советского авангарда Основу советской социологии составили марксистская социальная теория и опирающаяся на нее большевистская идеология. Большевизм предстал как российское идейное ответвление марксизма, связанное с именами В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, И. В. Сталина и др. Свою главную задачу большевики видели в том, чтобы развенчать идею правового (по их терминологии […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Понятие, природа, структура социально-правового конфликта Межчеловеческое общение представляет собой, на первый взгляд, необъятную стихию взаимодействий, коммуникативный поток, достаточно сумбурные как по содержанию, так и по форме. Однако у этой стихии имеется своя структура со своими устойчивыми элементами. Одно из ведущих мест среди них занимает социальный конфликт. Он представляет собой отдельную структуру, типовую форму межсубъектных взаимодействий, которая вносит своеобразную дискретность в […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель) Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Личность в гражданском обществе Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность. Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции “государство – гражданское общество”. Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 1. ПРАВОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Лекция 1. ПРАВОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Социологический подход к праву Социология права является достаточно молодой научной дисциплиной. У нее не слишком длинная история – протяженностью всего лишь в полтора столетия. Правда, у нее имеется солидная предыстория, насчитывающая почти двадцать пять веков со времен Платона и Аристотеля. На той, предварительной стадии развития, которую можно назвать эмбриональной, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Тоталитарное государство Если правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными, к тщательно-скрупулезному выполнению функции надзора, то государство предстает как авторитарно-полицейское. Ему присуща разветвленная мно-гоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. При этом власть имеет преимущественно над законный характер, что позволяет ей пренебрегать […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Структура социологического сознания Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Структура социологического сознания Социологическое сознание – это главный инструмент социологического познания, имеющий собственную структуру и особенные функции. Это понятие включает социологический рассудок, социологический разум, социологическое воображение и интеллектуальную социологическую интуицию. Функциональные особенности социологического сознания состоят в следующем: 1. Имеет дело с конечными, преходящими, относительными, пребывающими в конкретном социальном времени-пространстве (хронотопе) социальными […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Права социального субъекта как гражданина Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность. Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции “государство – гражданское общество”. Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социосфера правовой реальности Право, рассматриваемое в социологическом аспекте, предстает как совокупность рационально оформленных средств по урегулированию открытого множества иррациональных по своей природе реалий социальной жизни людей. С его помощью на пеструю, сумбурную стихию межсубъектных взаимодействий, противоречий, конфликтов накладывается некая оценочно-нормативная матрица, проводящая достаточно отчетливую грань между допустимым и запретным в социальном поведении людей. Одновременно право выступает в роли […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ АНОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Виды анормативного поведения Социальное поведение человека может быть нормативным и анормативным, то есть адаптированным к социальным требованиям и неадаптированным. Анормативное поведение представляет собой социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности анормативного поведения – девиантное (отклоняющееся), делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется как отклонения от общепринятых […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Авторитарно-полицейское государство Если правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными, к тщательно-скрупулезному выполнению функции надзора, то государство предстает как авторитарно-полицейское. Ему присуща разветвленная мно-гоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. При этом власть имеет преимущественно над законный характер, что позволяет ей пренебрегать […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Бихевиористская методология Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Сущность государства Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Психосоциологические особенности естественно-правового сознания Существует давняя, берущая свое начало еще в античности традиция выделения двух ипостасей правосознания – естественно-правовой и позитивно-правовой. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в абсолютной пред писатель ной, долженствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер. Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем без исключения, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Л. КОЗЕР Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фрагментам и реалиям, открывали путь и к анализу деятельности людей в сфере правовых отношений. Одним из существенных признаков социальной системы современного типа является наличие в ней права, координирующего и контролирующего социальные отношения. Право контекстуально, то есть включено в масштабную систему безличных социальных […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Художественная социология как изобразительно-аналитический метод Для Бахтина социокультурное бытие человека двойственно, позволяющее ему существовать как в серьезном мире официальной культуры, так и в смеховом мире культуры народно-карнавальной. Бахтин исследовал карнавально-праздничное поведение как специфическую разновидность локальной аномии, как особый тип социальных отношений, не вписывающихся в нормативные рамки обычной повседневной реальности. Характерные для этих отношений нарушения норм этикета, отрицание социальных дистанций и […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 10. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Наказание как социальная практика Правопорядок поддерживается благодаря постоянным усилиям общества и государства по предотвращению попыток нарушить его. Социальный контроль за преступностью осуществляется по трем основным направлениям – профилактическому (нравственно-правовое воспитание и профилактические мероприятия), репрессивно-карательному (пратика исполнения уголовных наказаний) и реабилитационному (практика мер по ресоциализации лиц, отбывших наказание). Наказание выступает как реактивная форма социального поведения индивида, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Антропосфера социально-правовой нормативности Антропосфера, очерчивающая круг существования “человека разумного”, – это триединство его витальности, социальности и духовности. Человек витальный – это естественный человек со всеми его прирожденными признаками. Человек социальный – это человек политический (“политическое животное” по Аристотелю), человек моральный и человек юридический. Человек духовный – это “символическое животное” (Э. Кассирер), способное ориентироваться в мире знаков, значений, символов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Абсолютистское государство Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 7. ГОСУДАРСТВО Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Правовая регуляция в системе социального порядка Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фрагментам и реалиям, открывали путь и к анализу деятельности людей в сфере правовых отношений. Одним из существенных признаков социальной системы современного типа является наличие в ней права, координирующего и контролирующего социальные отношения. Право контекстуально, то есть включено в масштабную систему безличных социальных […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Императивы социального поведения Социальное поведение людей регулируется не только правовыми, но и нравственными нормами, различающимися характером принуждения. Если в правовой нормативности преобладает внешнее принуждение со стороны других людей, социальных институтов и государства в целом, то в нравственности определяющую роль играет внутреннее самопринуждение через осознание личностью своего долга. Если право по своим проявлениям публично, то нравственность – это внутренняя […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальная природа государства Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Гомеостазис – социодинамика равновесия Гомеостазис – это свойство элементов поддерживать динамично-равновесные отношения с системой посредством многообразных и активных функциональных связей. Право является одним из ведущих нормативно-регулятивных механизмов, обеспечивающих гомеостатическое состояние цивилизационной системы за счет целенаправленного внедрения в нее отношений особого рода. Эти отношения требуют от субъектов готовности к конвенциям и компромиссам, а также взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Постклассическая позитивная социология эпохи модерна Однако на протяжении Нового времени, сопровождавшегося неуклонным “разволшебствлением” мира, наступлением просветительского рационализма, атеизма и материализма, начало происходить разделение прежде единого познавательного метода на два самостоятельных. И вот в XIX в. франнцузский мыслитель О. Конт предпринимает решительную попытку рассечь это единое целое надвое и совершенно освободить социологию от влияния метафизики. В итоге возникает современная социология, отмеченная, […]...