Социология – Бачинин В. А. – Правовое государство
Правовое государство представляет собой институт управления жизнедеятельностью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан, их жизнь, свободу, собственность и личное достоинство от любых форм произвола. Чем эффективнее такая защита, тем выше степень цивилизованности правового государства. Таких степеней может быть достаточно много, что позволяет говорить о философско-юридической модели правового государства не как о некой константе, но как о переменной социокультурной величине, изменчивой и в социальном времени и пространстве.
Правовое государство в качестве внутренне сбалансированной социальной системы предполагает приоритет права над властью. Взвешенные правовые ограничения блокируют вероятность произвола властей, препятствуют любым попыткам управленческого аппарата осуществлять свои властные функции в ущерб интересам гражданского общества, запрещают вмешиваться в частную жизнь законопослушных граждан, заставляют считаться с принципом неприкосновенности прав и свобод личности, в число которых входят свобода убеждений и верований, устного и печатного слова, союзов и собраний, политические свободы, а также неприкосновенность жилища и переписки.
Если в неправовом государстве на первом месте стоят интересы самого государства, а интересы гражданского общества и отдельной личности для властей как бы не существуют, то в правовом государстве преобладает совершенно иная система приоритетов. Доминирующее положение естественно-правовых норм и ценностей заставляет систему позитивного права целенаправленно проводить стратегию взаимного адаптирования и уравновешивания между собой всех трех групп интересов – государства, гражданского общества и личности.
Данные типы волевых импульсов приводятся в состояние динамического равновесия и связываются узами взаимной моральной и юридической ответственности.
В качестве внутренне сбалансированной социальной системы правовое государство имеет несколько ведущих, необходимых и достаточных признаков.
1. Приоритет права над властью
Предполагается наличие системы взвешенных правовых ограничений деятельности органов государственной власти. Нормы права блокируют вероятность произвола властей, препятствуют любым попыткам государства реализовывать свои властные функции в ущерб интересам гражданского общества. Они запрещают государству вмешиваться в частную жизнь законопослушных граждан, заставляют его считаться с принципом неприкосновенности прав и свобод личности.
2. Приоритет естественного права над позитивным правом
В основе действующего в государстве законодательства лежат принципы неотъемлемости и ненарушимости естественных прав и свобод человека. Естественное право каждого на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство, благополучие и счастье составляет основополагающую общественную ценность, защищаемую действующим законодательством. Законы лишь подтверждают, что естественные права не даруются государством, а принадлежат человеку изначально.
Позитивное право считает своей обязанностью обеспечивать не только порядок и дисциплину в государстве, но и свободу граждан.
Related posts:
- Социология – Бачинин В. А. – Абсолютистское государство Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 7. ГОСУДАРСТВО Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Тоталитарное государство Если правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными, к тщательно-скрупулезному выполнению функции надзора, то государство предстает как авторитарно-полицейское. Ему присуща разветвленная мно-гоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. При этом власть имеет преимущественно над законный характер, что позволяет ей пренебрегать […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Авторитарно-полицейское государство Если правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными, к тщательно-скрупулезному выполнению функции надзора, то государство предстает как авторитарно-полицейское. Ему присуща разветвленная мно-гоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. При этом власть имеет преимущественно над законный характер, что позволяет ей пренебрегать […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Государство Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) – русский философ, правовед, социолог. Был профессором Московского университета, городским головой Москвы. Выступал как активный разработчик и проводник естественно-правовых идей. Видел в личности, обладающей автономной нравственной волей, исходный пункт теории права, альфу и омегу правовой государственности. Статус и предмет социологии права. Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Идеальное государство Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчиненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех – идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государство, то оно обязано так выстроить свою деятельность, чтобы весь строй жизни его граждан был подчинен нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Мудрым […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Футуристическая социология советского авангарда Футуристическая социология советского авангарда Основу советской социологии составили марксистская социальная теория и опирающаяся на нее большевистская идеология. Большевизм предстал как российское идейное ответвление марксизма, связанное с именами В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, И. В. Сталина и др. Свою главную задачу большевики видели в том, чтобы развенчать идею правового (по их терминологии […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Личность в гражданском обществе Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность. Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции “государство – гражданское общество”. Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Права социального субъекта как гражданина Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность. Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции “государство – гражданское общество”. Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 8. РОССИЙСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДЕРН XX ВЕКА Футуристическая социология советского авангарда Основу советской социологии составили марксистская социальная теория и опирающаяся на нее большевистская идеология. Большевизм предстал как российское идейное ответвление марксизма, связанное с именами В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, И. В. Сталина и др. Свою главную задачу большевики видели в том, чтобы развенчать идею правового (по их терминологии […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальная природа государства Социальная природа государства Государство – это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции. Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социально-правовое противоречие Какие структурно-содержательные параметры определяют характер и природу социально-правового противоречия? Первое. В каждом социально-правовом феномене содержатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Второе. Основные признаки отношений противоположностей – не только […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Противоречия между государством и гражданским обществом Гражданское общество и государство – два цивилизационных формообразования, два социальных макроинститута, вбирающих в себя множество более мелких институтов. Взаимопроникая друг в друга, они находятся в отношениях противоречивого взаимодействия. Каждая сторона активно влияет на другую. Обе способствуют развитию друг друга и фактически не могут существовать одна без другой. Если государство обеспечивает существование преимущественно вертикальных социальных отношений […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Т. ГОББС Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель. Родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику. Был секретарем у Ф. Бэкона. Во время английской революции являлся сторонником О. Кромвеля. В период реставрации королевской династии Стюартов не пострадал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники. Однако главные сочинения философа были запрещены. Основные […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Личность Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) – русский философ, правовед, социолог. Был профессором Московского университета, городским головой Москвы. Выступал как активный разработчик и проводник естественно-правовых идей. Видел в личности, обладающей автономной нравственной волей, исходный пункт теории права, альфу и омегу правовой государственности. Статус и предмет социологии права. Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Б. Н. ЧИЧЕРИН Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) – русский философ, правовед, социолог. Был профессором Московского университета, городским головой Москвы. Выступал как активный разработчик и проводник естественно-правовых идей. Видел в личности, обладающей автономной нравственной волей, исходный пункт теории права, альфу и омегу правовой государственности. Статус и предмет социологии права. Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Гражданское общество Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) – русский философ, правовед, социолог. Был профессором Московского университета, городским головой Москвы. Выступал как активный разработчик и проводник естественно-правовых идей. Видел в личности, обладающей автономной нравственной волей, исходный пункт теории права, альфу и омегу правовой государственности. Статус и предмет социологии права. Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Общество в доправовом состоянии Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель. Родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику. Был секретарем у Ф. Бэкона. Во время английской революции являлся сторонником О. Кромвеля. В период реставрации королевской династии Стюартов не пострадал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники. Однако главные сочинения философа были запрещены. Основные […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Неправо – юридическая форма дисномии Неправо – категория, введенная Гегелем в его “Философии права” для обозначения особенной воли, демонстрирующей произвол и свою отдельность от всеобщей воли и всеобщего права. Данное понятие обладает не меньшей содержательной наполненностью, чем противостоящее ему фундаментальное понятие права. Право и неправо, являясь в филологическом отношении антонимами, предстают членами единой бинарной оппозиции. Это, однако, не мешает им […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Публичное и частное право как модификация антитезы государства и гражданского общества Публичное право представляет собой совокупность норм и законов, регулирующих отношения между государственными институтами и защищающих интересы государства как целостного социального организма. Оно выступает как юридически оформленная потребность государственного целого в самосохранении, создании условий для упорядоченного существования и эффективного функционирования. В нормативно-ценностном пространстве публичного права государство предстает как единый, всеобъемлющий субъект, наделенный жизненными интересами, волей к […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Сущность гражданского общества Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель) Сущность гражданского общества Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом – государством. В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Личность создателя гражданского общества Трансгрессивные наклонности западного человека, прежде сдерживавшиеся средневековыми феодально-церковными социальными институтами, теперь обнаруживают перед собой широкое поле приложения. Человек Нового времени – предприниматель, мореплаватель, землепроходец, честолюбец и авантюрист – устремляется к неизведанному, к тому, что раньше представлялось запретным. Вместо христианского смирения он демонстрирует неодолимую гордыню, а вместо служения Богу – дерзкие порывы к освоению мира. Сознавая […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социологема правопорядка Сам по себе социальный порядок амбивалентен. Он может активно способствовать развитию культуротворческих способностей личности, раскрепощать ее творческий потенциал, открывать широкий простор для созидательной самореализации. Но он может быть и губительным для духовных проявлений человека, сковывая и закрепощая его сущностные силы. Одно дело, когда социальная система генерирует достаточное и необходимое количество “разрешительных” властных акций. И другое […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Историческая социодинамика гражданского общества (российская модель) Трансгрессивные наклонности западного человека, прежде сдерживавшиеся средневековыми феодально-церковными социальными институтами, теперь обнаруживают перед собой широкое поле приложения. Человек Нового времени – предприниматель, мореплаватель, землепроходец, честолюбец и авантюрист – устремляется к неизведанному, к тому, что раньше представлялось запретным. Вместо христианского смирения он демонстрирует неодолимую гордыню, а вместо служения Богу – дерзкие порывы к освоению мира. Сознавая […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 10. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Наказание как социальная практика Правопорядок поддерживается благодаря постоянным усилиям общества и государства по предотвращению попыток нарушить его. Социальный контроль за преступностью осуществляется по трем основным направлениям – профилактическому (нравственно-правовое воспитание и профилактические мероприятия), репрессивно-карательному (пратика исполнения уголовных наказаний) и реабилитационному (практика мер по ресоциализации лиц, отбывших наказание). Наказание выступает как реактивная форма социального поведения индивида, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальный порядок и личность Сам по себе социальный порядок амбивалентен. Он может активно способствовать развитию культуротворческих способностей личности, раскрепощать ее творческий потенциал, открывать широкий простор для созидательной самореализации. Но он может быть и губительным для духовных проявлений человека, сковывая и закрепощая его сущностные силы. Одно дело, когда социальная система генерирует достаточное и необходимое количество “разрешительных” властных акций. И другое […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социологема общественного договора Трактат Руссо “Об общественном договоре”, посвященный исключительно социально-правовым проблемам, начинается фразой, которой суждено было впоследствии превратиться в афоризм: “Человек рождается свободным, но он везде в оковах”. То есть в качестве исходной берется все та же антитеза “естественное-общественное”. Далее философ излагает свои мысли о причинах этого парадокса. Обращаясь к самой древней и наиболее естественной форме человеческого […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Бихевиористская методология Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Сущность государства Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием. Для него государство – это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания […]...
- Социология – Бачинин В. А. – И. КАНТ Кант Иммануил (1724-1804) – великий немецкий философ. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге. Был сыном небогатого ремесленника, получил протестантское воспитание. Учился на богословском факультете, позднее стал доцентом, а затем профессором кенигсбергского университета. Среди разнообразных лекционных курсов, читаемых им студентам, важное место занимали естественное право и этика. Основные труды: “Критика чистого разума” (1781), “Основы метафизики […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Типы социальных институтов Определение социального института Социальный институт это устойчивая организационная структура внутри общественной системы, которая обеспечивает определенные направления человеческой жизнедеятельности и выполняет соответствующие своему назначению цивилизационные функции организационно-управленческого, регулятивно-нормативного характера. Каждый институт, будь то институт управления, социального контроля, собственности, церковь или семья, можно рассматривать как некий структурно-функциональный блок внутри социальной системы. Он, с одной стороны, обладает относительной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Определение социального института Определение социального института Социальный институт это устойчивая организационная структура внутри общественной системы, которая обеспечивает определенные направления человеческой жизнедеятельности и выполняет соответствующие своему назначению цивилизационные функции организационно-управленческого, регулятивно-нормативного характера. Каждый институт, будь то институт управления, социального контроля, собственности, церковь или семья, можно рассматривать как некий структурно-функциональный блок внутри социальной системы. Он, с одной стороны, обладает относительной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Определение социального института Социальный институт это устойчивая организационная структура внутри общественной системы, которая обеспечивает определенные направления человеческой жизнедеятельности и выполняет соответствующие своему назначению цивилизационные функции организационно-управленческого, регулятивно-нормативного характера. Каждый институт, будь то институт управления, социального контроля, собственности, церковь или семья, можно рассматривать как некий структурно-функциональный блок внутри социальной системы. Он, с одной стороны, обладает относительной […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социодинамика истории цивилизации Кант Иммануил (1724-1804) – великий немецкий философ. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге. Был сыном небогатого ремесленника, получил протестантское воспитание. Учился на богословском факультете, позднее стал доцентом, а затем профессором кенигсбергского университета. Среди разнообразных лекционных курсов, читаемых им студентам, важное место занимали естественное право и этика. Основные труды: “Критика чистого разума” (1781), “Основы метафизики […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Внутренняя противоречивость гражданского общества Гражданское общество неоднородно по своему содержанию. В его составе могут пребывать социальные группы, ориентированные не на развитие конструктивных, цивилизованных отношений, а на их подрыв и разрушение. Они могут отличаться повышенной конфликтностью, открытой агрессивностью. В действиях таких групп идея гражданского общества обретает превратные истолкования, а сами действия обретают негативный, дисфункциональный характер. Они могут рядиться в национал-патриотические […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Цивилизационные функции гражданского общества Гражданское общество неоднородно по своему содержанию. В его составе могут пребывать социальные группы, ориентированные не на развитие конструктивных, цивилизованных отношений, а на их подрыв и разрушение. Они могут отличаться повышенной конфликтностью, открытой агрессивностью. В действиях таких групп идея гражданского общества обретает превратные истолкования, а сами действия обретают негативный, дисфункциональный характер. Они могут рядиться в национал-патриотические […]...
- Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Государство и гражданское общество Государство – это форма политической организации общества, главное орудие политической власти. Государство возникло в результате закономерного общественного развития, разделения труда, появления имущественной собственности и образования социальных сословий, классов. Основными признаками государства являются [51]: O организация власти по определенному территориальному делению; O деление населения по признаку территории проживания взамен деления по кровнородственным признакам; O наличие публичной […]...