Социология – Бачинин В. А. – Социальная структура правовой нормативности

У всемирной истории имеется своя цель, и это, по мнению Гегеля, свобода. Если в государствах Древнего Востока свободен был только один человек – правитель-деспот, в античных государствах Европы имела место свобода немногих, то в государствах христианского мира присутствует стремление к осуществлению свободы всех. В осуществлении идеала свободы Гегель видит оправдание того зла, которое пока еще переполняет социальную жизнь народов. Индивиды ввергаются в водовороты исторических событий, независимо от того, хотят они этого или нет. Им кажется, что они преследуют свои собственные, частные или групповые интересы и цели, но на самом деле их деятельность целиком подчинена стратегическим планам Абсолютного Духа. Наибольшей значимостью при этом обладают действия тех людей, чьи усилия целиком совпадают с замыслами Абсолютного Разума, который и предоставляет им наибольшую свободу в начинаниях и осуществлении задуманного.

Социальная структура правовой нормативности

Право, как одна из важнейших социокультурных форм, имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального самоутверждения. Для Гегеля идея права – это идея свободы, или “наличное бытие свободной воли”. Как и всему сущему, праву свойственна своя логика диалектического развития, в ходе которого оно проходит несколько фаз. Первую из них Гегель называет абстрактным правом. На этой ступени свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. Именно собственность делает его личностью, субъектом правосознания и правоотношений, способным уважать личность в любом другом человеке. На уровне абстрактного права учитываются только внешние предпосылки правоспособности субъекта. О внутренних, мотивационных аспектах его правосознания речь пока не идет.

Следующую после абстрактного права ступень Гегель называет моральностью. Здесь речь идет уже о том, что субъекты права должны не только обладать частной собственностью, но и иметь развитое правосознание. Они должны сознательно относиться к правопорядку, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, законности и справедливости, иметь соответствующие представления о субъективной, мотивационной стороне преступлений. От личности здесь требуется способность критически анализировать свои отношения с морально-правовой реальностью. Моральность трактуется Гегелем как образ мыслей, совесть и воля частных лиц, воплощающиеся в их действиях. Ее недостатки он видит в том, что она заставляет индивидов расточать “скучные жалобы” на несовершенство мира, на жестокость истории и злонравие людей. Морализирование для Гегеля – пустое и бессмысленное занятие, которое выглядит смешным на фоне тех грандиозных исторических задач, которые решает Мировой Дух.

Эти недостатки преодолеваются на третьей, высшей ступени, именуемой нравственностью. Она предполагает развитие у индивидов созидательных способностей к жизнестроительству и правотворчеству. При этом они выказывают способность к созданию различных форм цивилизованного общежития, включая семью, гражданское Общество и государственность. Во всем, что при этом создается, присутствуют особенности народного духа и религиозных воззрений народных масс.

Гражданское общество

Гегель одним из первых в истории европейской социальной мысли развел в разные стороны понятия гражданского общества и государства. В его понимании гражданское общество – – это трехкомпонентная социальная целостность, состоящая из трех основных элементов-сословий: 1) субстанциальное (земледельцы и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Совокупная система материальных интересов индивидов, представляющих все эти сословия, – это тоже, по Гегелю, гражданское общество, только взятое уже в ином, ценностном, аспекте.

Гражданское общество представляет собой сферу, где отдельные лица действуют, преследуя в первую очередь свои личные жизненные цели, и выступают как частные лица. Доминирование материальных интересов заставляет каждого члена гражданского общества считать себя самоцелью, а других рассматривать как средства, предназначенные для обслуживания своих малых и больших интересов.

В состав гражданского общества Гегель включает следующие компоненты: а) многообразие потребностей граждан и производство средств по их удовлетворению; б) совокупность корпораций граждан, защищающих интересы последних; в) ценности, защищаемые и развиваемые гражданами как частными лицами – свобода, нравственные связи, культура.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социология – Бачинин В. А. – Социальная структура правовой нормативности