Культурология – Берестовская Д. С. – Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетиях до и. э. на островах и побережьях Эгейского моря. Основными центрами этой культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова).

Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII-XV веках до и. э. Микены в это время находились под влиянием Крита, отсюда название – крито-микенская, или эгейская культура.

Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя. Раскопки, произведенные уже в конце XIX – начале XX века, открыли остатки развитой культуры: крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс. Был обнаружен замурованный в стене так называемый клад Приама – многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. События, происходившие в Трое, знаменитая Троянская война послужили основой великого эпоса Гомера – поэм “Илиада” и “Одиссея”.

В 3-2-м тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Был возведен Кносский дворец, стены которого украшали фрески (фреска – живопись по сырой штукатурке). Их сюжеты отражали жизнь обитателей дворца, воссоздавали мир религиозных и фантастических образов. Напоминающий по своей планировке дворцы правителей стран Востока, Кносский дворец не был отделен от города крепостной стеной. Даже облик его парадного зала был лишен надменной представительности.

Изысканностью, легкостью, богатством фантазии отличается и скульптура – мелкая пластика, дошедшая до нас. Это фигурки животных – коз, быков (бык почитался на Крите, его изображения очень выразительны), а также статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках (вероятно, они олицетворяли богиню растительности, покровительницу всего живого).

Особой красотой и тонкостью отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской различные орнаменты – геометрические и растительные. Как изящны линии этих ваз, прихотливы формы, как свободна рука художника! Волнистые, колеблющиеся линии подчеркивают текучесть формы, орнамент находится в соответствии с плавными закругленными контурами вазы.

Ничего подобного не было в искусстве других стран – древних восточных деспотий. Образы тех произведений отличались статичностью, неподвижностью, окаменелостью. Архитектура, скульптура, живопись Древнего Крита отразили свободу мышления и творческого воображения авторов.

Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета XVII-XIV веков до и. э.) были найдены в Микенах и Тиринфе – крепостях на территории материковой Греции, древнейших в Европе.

Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее суровостью и мощью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название “акрополя” (что значит “верхний город”). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных, грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота – до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали эти стены “циклопическими”.

Представление о подобном дворце дает Акрополь в Тиринфе. В отличие от Кносского дворца-лабиринта в Тиринфе ком дворце все подчинено ясному порядку, симметрии. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя – дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине – мегарон, где происходили торжественные собрания мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.

В развалинах дошел до нас Акрополь в Микенах. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Сохранились центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен – “Львиные ворота”.

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами (фриз – декоративная полоса, расположенная по верху стены). Сюжеты – батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезли свобода и непринужденность движений, свойственные живописи Лабиринта на Крите (Фреска из Тиринфа – “Выезд охотниц”, XIV в. до н. э.).

Гомер назвал Микены “златообильными”. В Микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости и т. д. Сами гробницы строились по образцу круглого жилища на Крите. Но в Микенах они более грандиозны, так как являлись не семейными или родовыми усыпальницами, а царскими. Микенская гробница представляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само строение покрыто землей. Сложенные из камня стены смыкаются наверху, образуя ложный купол. Такие гробницы в древности получили распространение севернее Греции, во Фракии, а затем в Греко-Боспорском царстве, существовавшем в Крыму, в районе нынешней Керчи.

В период Троянской войны (начало XIII в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открыта была эгейская культура в конце XIX – начале XX века археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Крито-микенская (Эгейская) художественная культура