Культурология – Берестовская Д. С. – Архитектура и изобразительное искусство

Этот период слагался из нескольких этапов, отражавших преобразования в культурной жизни Египта.

XVI – XV века до н. э.

После изгнания завоевателей гиксосов Египет превратился в могущественную державу. Были установлены единые государственные религиозные культы. Зодчеству этой поры свойственны пышность и декоративная изысканность.

Архитектура и изобразительное искусство

Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону. Храмы располагались вдоль Нила по продольной оси. Тип храма представляет собой прямоугольник в плане, который делился на три части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Аллея сфинксов вела к пилону, перед которым возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Монументальные рельефы покрывали стены храмов.

В Фивах были возведены гигантские храмовые комплексы Карнака и Луксора, посвященные богу Амону. Каждый правитель пристраивал новые храмы, поэтому комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города, с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Колонны имели мощные капители и напоминали гигантские цветы и бутоны лотоса и папируса.

Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы – у подножия гор. Близ Фив был выстроен заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало XV в. до н. а.), представлявший грандиозный ансамбль (строитель Сенмут), как бы врастающий в толщу скал.

Рельефы и росписи гробниц и храмов изображали мчащиеся колесницы, охотников, стройных коней, несущихся галопом, и т. п. Рельефы храма Хатшепсут повествовали о путешествиях, о ладьях, иноземных послах и т. д. Прежние четкие контуры рельефа изменяются, появляются мягкие очертания, эластичные линии.

В живописи также усложняется композиция, обогащается колорит. В обрисовке тел появляется мягкость и округлость (роспись гробницы Нахта в Фивах, конец XV в. до н. э.).

Более пластичной становится и скульптура (статуэтки певицы Амона Раннаи, верховного жреца Амона Аменхотепа и др.).

Амарна (начало XIV в. до н. э.)

Этот период выделяют как вершину в развитии реалистического египетского искусства. Он связан с реформами фараона Аменхотепа IV, в результате которых были объявлены ложными все старые боги, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце – Атон. Фараон даже изменил свое имя на Эхнатон (Дух Атона). Столица была перенесена из Фив в Ахетатон (“Небосклон Атона” – современная Тель-эль-Амарна). В литературу был введен разговорный язык, на котором писали даже гимны.

Лучшие произведения искусства этого времени отличаются человечностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния.

В архитектуре появляются храмы, в которых отсутствовали колонные залы; жертвы приносили в огромных открытых дворах.

Свидетельством высоких достижений в области скульптуры явились портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Они свидетельствуют о новой лирической трактовке образа человека. Особенного внимания заслуживают два портрета Нефертити, отличающиеся необычайной гармонией, завершенностью композиции и великолепным сочетанием красок.

Это были новые идеалы в искусстве, которые тоже превратились в своеобразный канон, породили определенную манеру.

Вторая половина нового царства (XIV-XI вв. до н. э.)

После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и идеалы. Преемник Эхнатона Тутанхамон, вернувшийся в Фивы, стремился доказать истинность старых религиозных устоев. Об этом говорит даже роскошь его погребения. Но традиции мастеров Ахетатона не были утрачены. Близостью к традициям амарнского искусства отличается даже инкрустированный саркофаг Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью.

Вторая половина Нового царства ознаменовалась широким строительством и в самом Египте, и в завоеванной им Нумибии. Был построен гипостильный зал в Карнаке со 134 колоннами в виде стеблей папируса, украшенными сплошными рельефными изображениями (самый большой зал древнего мира); созданы заупокойные храмы. Например, Большой зал Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н. э., Нумибия), целиком вырубленный в скалах и представляющий единый ансамбль с Малым храмом. Перед фасадом возвышались четыре двадцатиметровые статуи сидящих фараонов, наделенные чертами Рамсеса И. Они были высечены из единого массива и видны с далекого расстояния.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями (“Битва при Кадеме”. Рельеф из Большого храма Рамсеса II. Рельеф из Мемфиса “Плакальщики” и другие).

Позднее время (XI в. – 332 г. до н. э.)

Войны и междоусобицы привели к распаду государства, что отразилось и на искусстве. Перестали возводить пышные усыпальницы. Наибольший интерес представляют скульптурные портреты вельмож этого времени, которые отличались воспроизведением индивидуальных, психологических черт.

Последний расцвет древнеегипетского искусства относится к VII в. до н. э. (период объединения страны под властью саисских фараонов), характеризовавшийся изысканным стилем; яркими красками живописи. Бронзовые статуэтки покрыты чеканными узорами и инкрустацией золотом. Живописные и нарядные, они лишены внутреннего тепла произведений амарнского периода.

В 332 г. Египет попал под власть Александра Македонского, что положило начало новому, эллинистическому периоду его культуры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Архитектура и изобразительное искусство