Культурология – Берестовская Д. С. – Культура и контркультура

В культурной эпохе можно выделить разные тенденции и зоны, разные культурные образования: эзотерическое*185 и профанное*186, элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское. Многосоставными и многослойными были культуры средневековья, Возрождения и др. Любая культура демонстрирует сложный спектр субкультурных*187 элементов. Возникает вопрос: почему рождаются субкультуры, живут, а затем прекращают существование, а ведущий строй культуры при этом сохраняется?

*185: {Эзотерический (греч. esotcrikos – внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.}

*186: {Профанный, профанировать (лат. profanatio – осквернение святыни) – искажение, непочтительное отношение к тому, что достойно уважения, опошление.}

*187: {Субкультура – конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой.}

Культурологи считают, что вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические трудности, что особенно явно находит проявление в устремлениях молодежи. Так рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в основном, сменой поколений. По мнению К. Мангейма, немецкого философа и социолога, ценностные искания неизбежны в силу возрастной адаптации. Проходит возраст брожений, и культура устремляется в свое основное русло*188.

*188: {Об этом см.: Давыдов Ю. II.. Родия некая И. 15. Социология коитркультуры. Критический анализ. – М. 1980.}

В I960 году в западной литературе появляется термин “контркультура”, который принадлежит американскому социологу Т. Роззаку. Он попытался в понятии “контркультура” объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры. Писатель Джек Керуак первый сформулировал новые духовные ориентиры молодежи – “разбитого поколения”.

В 40-е годы XX века в Калифорнии родилось битничество, а с ним понятия “повое видение” и “повое сознание”. Битничество оформилось как идеологическая агрессивная группировка, которая пыталась отыскать в теоретической литературе обоснование своим новым взглядам.

В 1953 г. Лоуренс Ферлингетти начинает издавать небольшой журнал “Сити лайте”, открывается книжный магазин, где продаются первые книги битников, в том числе роман Дж. Керуака “На дороге” и поэма Ал. Гинзберга “Вопль”, где излагается “повое видение”. В чем его смысл?

Это был поиск собственных субкультурных ориентации, бунт против общепринятых норм. Возникает поэтизация и эстетизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге “Нагие ангелы” отмечал, что молодые бунтари рассматривали себя как людей, отверженных обществом, стремящихся к поиску новых мироощущений. Символическим явилось название романа Дж. Керуака “На дороге”. Битники оказались на дороге, ведущей в никуда. Они стремились уйти от традиций цивилизации потребления, от благополучия буржуазного опыта, от ханжества “общей морали”. А обратились к буддизму, практике психоделиков, рок-музыке.

Черты этого “нового видения” отразились в романе У. Берроуза “Голый завтрак”, где воспроизводятся отрывки полуосознанных, бредовых наркотических видений – галлюцинаций, в которых перемешаны гротескные черты современного быта, приметы времени. В ткань повествования вплетены справки из истории гомосексуальных традиций, ритуалов, обычаев, описание фармакологических свойств наркотиков и физиологических подробностей их воздействия на человека.

После “разбитого поколения” и одновременно с ним в американской действительности появились тинейджеры – подростки от 13 до 19 лет, заявившие о своем праве на собственную субкультуру. В 60-е годы проявились несколько субкультурных феноменов. Среди них – рокеры, одетые в кожу мотоциклисты, наводящие страх на обывателей. Французский социолог Жозет Алиа отмечает, что сами рокеры считают себя “королями”, властителями других авангардных групп. Английский социолог П. Уиллис подчеркивает, что рокеры оценивают мир с “жизнеутверждающей надежностью”. Они культивируют “мужской дух”, жестокость, прямоту межличностного общения, которое характеризуется известным примитивизмом, “мужским” стилем поведения. Даже внешний вид их подчеркнуто агрессивен.

Стиль рокеров – грубый, шумный и уверенный – перекликается со стилем рок-н-ролла. Их символы – Элвис Пресли и Бадди Холли. Последующую стилизацию рок-н-ролла они отвергают.

В 80-е годы сохранился сложный спектр экзотических субкультурных феноменов. Среди них – панки. Слово это, известное с XVI века, переводилось как “уличная девка”. Оксфордский словарь свидетельствует, что как прилагательное оно может быть переведено значениями “испорченный”, “никчемный”, “не обладающий никакими свойствами”.

Появляются различные панк-группы, например, “Марионетки”, исполнители которой облачаются в нацистскую форму.

С 1977 г. возникает новая субкультура, противостоящая панкам, – теды, объявившие себя охранителями социального порядка. Продолжается развитие рок-культуры в целом. Рок-группа демонстрирует специфическую систему ценностей, пользуясь для этого языком-сленгом, демонстрируя стиль и манеры поведения, образец внешнего вида, противопоставленные общепринятым нормам*189.

*189: {См.: Гуревич П С. Культурология. – М., 1994. – С. 162-165.}

Специфической молодежной субкультурой является баба. Ее представители своим внешним видом стремятся символизировать Христа. В то же время они ориентированы на восточную культуру: облачаются в индийские одежды, украшают волосы цветами и т. п. Баба – наследники хиппи. Их образ жизни – прослушивание специфической музыки в состоянии наркотического дурмана. Баба не агрессивны, они проповедуют христианское смирение. Их идеал – Индия, там, считают баба, можно создать соответствующие общины. Их бог – тоже Христос (“Христос – суперзвезда”), по с восточным оттенком.

Как видим, контркультура – это идейное течение и общественное движение “мятежных” социальных групп молодежи и студенчества. Идеология контркультуры носит преимущественно политически заостренный характер, направленный против “массового общества”, “потребительского общества” и т. п. Отчетливо выражена в контркультуре антисциентистская*190 направленность, связанная с неприятием обожествления, фетишизации науки и техники, распространения антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. Особое внимание уделяется природе как источнику естественности и чистоты, как системе альтернативных ценностей контркультуры. Близость к природе рассматривается как противостояние “индустриальной пустыне”, современному образу жизни.

*190: {Антисциентистская ( лат. anti – против +scientia – знание, наука)}

Формирование контркультуры связывается со становлением новой чувственности, высвобождением подсознательных сил и влечений, религиозным обновлением. Таким образом, контркультура проявляет себя в виде механизма культурных новаций и, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Одной из отличительных особенностей контркультуры является мифологизация культуры Востока, которая якобы призвана сменить исчерпавшую себя западную культуру.

Соотношение между культурой и контркультурой

Культура

Контркультура

1. Государственная структура; правовые учреждения; экономическая система

1. Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм.

2. Политические и идеологические доктрины

2. Отказ от политики и идеологии. Деполитиэация и деидеологизация.

3. Система образования и воспитания.

3. Отказ от старой системы образования, отрицание всякой системы в образовании и воспитании.

4. Искусство.

4. Нетрадиционное искусство: поп-рок; панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т. д.).

5. Религия.

5. Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы и т. д.

По словам профессора Калифорнийского университета Б. Бергера, в 60-е годы на Западе возникла новая культура, которая, вобрав в себя древние традиции, сумела в себе раскрыть потенциал альтернативной культуры (“Выживание контркультуры”).

В. Бергер полагает, что молодежные субкультуры “вплели” в ткань традиционной урбанистической культуры чуждые ей разноцветные нити, что привело к преображению культуры.

По мнению исследователей, процесс создания новой культуры будет продолжаться, залог тому – сегодняшний плюрализм духовных и ценностных ориентаций.

Контркультура представляет собой совокупность субкультур, поисков нового ценностного языка современной культуры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Культура и контркультура