Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Часть I. ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства – наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах – появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве.

Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование.

Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать?

Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них – религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие.

Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции.

Изобразительное искусство ведет начало от знаково-символических изображений, которые были не столько средством познания и отражения мира, сколько средством магического изменения действительности. Древнейшие изображения представляли собой инобытие реальности, магические реалии.

То же самое можно сказать и о словесном искусстве. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные “присушки”, поминания, военные песни и т. п. – все это целенаправленная ритуально-магическая деятельность, исходящая из уверенности в ее практическом воздействии. Это словесная магия, неразрывно связанная с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью.

Такая изначальная слитность различных видов культурного творчества получила название синкретизма (от греч. – соединение)*203. Особая роль в этом процессе принадлежала народным обрядам. Постепенно роль словесного текста в ритуальном синкретизме повышалась, что привело к рождению поэзии (литературы).

*203: {Применительно к искусству – первоначальная нерасчлененность различных его видов.}

На основе магических реалий, возникших в процессе труда, сформировалась знаковая система, способствовавшая затем возникновению художественно-образного мышления и отражения мира.

В процессе жизни, труда, охоты первобытного коллектива формируется представление о тотеме как о его родоначальнике и покровителе. Исходным моментом тотемизма явилось отождествление человека со зверем. Тотемическим зверем обычно представлялся мужчина, с которым вступала в брак женщина, что и привело к возникновению родовой группы.

Экстраполяция (перенесение) черт зверя на человека и человека на зверя привела к появлению антропоморфизма и зооморфизма.

В первобытном обществе складывается мифологическое мировоззрение, что объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных и на весь мир, который воспринимается как универсальная родовая община. Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – звено между магическими реалиями и искусством, лаборатория поэтической фантазии, выработка приемов, образной и метафорической системы литературы. В мифе в синкретическом единстве содержатся зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.

Первобытная мифология прошла несколько этапов развития. Сначала общинно-родовая значимость не отделялась от физических тел. Этот период получил название фетишизма (от фр. fetiche – идол, талисман). Постепенно внутреннее значение физического тела приобретает более или менее самостоятельный статус, наступает эпоха анимизма (от лат. animus – дух).

По мере развития анимизм приобретал все более самостоятельные формы. В мифологии возникают демоны и боги. Поздний анимизм породил образы героев, вступающих в бой с различными чудовищами, олицетворявшими непознанные силы природы. (Подробнее о мифологии – в следующих разделах.)

Таким образом, в этих ранних проявлениях духовной жизни первобытного человека уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия, для художественного творчества. Из этих элементов и родилось искусство.

Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:

– палеолит (ок. 35 – 10-го тыс. до н. э.),

– мезолит (10-6 тыс. до и. э.),

– неолит (6-2 тыс. до н. э.),

– эпоха бронзы (ок. 2-го тыс. до н. э.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,50 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА