Культурология – Берестовская Д. С. – ВИЗАНТИЯ

Одним из центров развития средневекового искусства была Византия – государство, образовавшееся на основе Восточной Римской империи в 395 году и просуществовавшее до 1453 года. Своеобразие развития Византии, которую варварские нашествия затронули в меньшей степени, чем Западную Европу, привело к тому, что здесь сохранились черты античного быта, общественного устройства; переход к средневековой культуре осуществлялся на основе античных традиций. Такие города Византии, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, сохранили эллинистический облик; в них были сосредоточены многие памятники древнегреческой культуры (античные статуи, в списках-произведения Гомера, Эсхила, Софокла и другие); до VII века существовал античный театр. В центре произведений искусства находился идеальный человек, воплощенный в образе христианского Бога и святых.

Па искусство Византии оказала влияние художественная традиция восточных провинций – Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Антиохии; свое воздействие оказали и варвары, особенно с IV-V веков.

Содержанием византийского искусства стали религиозно-философские воззрения формировавшегося средневекового общества. На смену античному искусству, наивно обоготворявшему человека, пришло искусство, которое было направлено на возвышение его чувств, нравственных и эстетических сил. Духовность находила воплощение не только в бесплотной сущности творца, но и в образе Христа, сохранявшего облик человека, с его этическими и эстетическими принципами.

Лучшие произведения византийского искусства были созданы константинопольской школой, сочетавшей античную традицию с творческим опытом, основанным на усвоении философских и богословских идей средних веков. Расцвета византийское искусство достигло при императоре Юстиниане I (527-565). Главным художественным центром стал Константинополь, который современники называли “вторым Римом”. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, которые отличались разнообразием типов. Особенно характерны были храмы, архитектура которых разрабатывала античные традиции продольных базилик*222 и центрально-купольных храмов. Например, базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, начало VI века, церковь Сан-Витале в Равенне (532-548 гг.).

*222: {Базилика – в Риме это гражданское здание сквозной каркасной конструкции, обычно входящее в ансамбль Форума.}

Наиболее яркое воплощение новый тип сооружений получил в храме св. Софии в Константинополе, создателями которого явились малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем – мысль о могуществе христианства.

В интерьере византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели стенные и плафонные росписи. Содержанием этих росписей стали сюжеты, композиции, образы – иконография Священного писания. В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта*223, отличающаяся глубиной и звучностью топов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Наиболее яркий пример мозаик на сюжеты из жизни Христа – памятники Равенны, V век. (“Христос-Добрый пастырь” и другие), храм Сант-Аполлинаре Нуово, начало и середина VI века (цикл из жизни Христа). Образец светской византийской живописи – мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, VI век, изображающие императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с приближенными. Преобладающее значение духовного начала в портретах подчеркнуто большим размером широко раскрытых глаз с расширенным и зрачками, сверкающим взглядом, как бы обращенным внутрь души, в самосозерцание. Изображение императора и его окружения поражало восточной пышностью.

*223: {Смальта – кубики из окрашенных стеклянных сплавай.}

В VII веке и в более позднее время наблюдается свобода творческих исканий в изобразительном искусстве и архитектуре. Художники проявляют стремление к возвышенному гармоническому идеалу (роспись церкви Успения в Никее, VII в., в памятниках Италии, VII-VIII вв.).

Искусство Византии IX-X11 веков отразило идеалы зрелого Средневековья, которые подчинялись строгим догматическим правилам. В архитектуре с XII века самостоятельное место заняли монастыри – живописные ансамбли, обычно располагавшиеся на склонах гор или скалах, вписывающиеся в рельеф местности. В центре их находился крестово-купольный*224 храм, например, церковь св. Феодоры в Афинах, церковь Успения Божьей матери в монастыре Дафни (XI в.) и другие.

*224: {Крестово-купольиая композиция – прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых подвешен центральный световой барабан.}

В настенных росписях, мозаиках утверждается классический торжественный стиль. Основной формой станковой живописи становится иконопись. Шедевр византийской живописи XI-XII веков – икона так называемой Владимирской Богоматери, которая относится к иконографическому типу “Умиление”.

Последний расцвет византийское искусство переживает в период правления династии Палеологов (XII-XIV вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 году изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – ВИЗАНТИЯ