Культурология – Берестовская Д. С. – Культура и личность

Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти – человек и культура – неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Поэтому проблема “человек и культура” приобретает особую значимость.

По определению С. Л. Рубинштейна, личность – “это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития”*191.

*191: {Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – С. 635.}

Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:

– своеобразный продукт культуры;

– потребитель культуры;

– производитель культуры;

– транслятор культуры.

Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культуры и человека.

Человек как продукт культуры

Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания.

Эволюция культуры личности

Культурология   Берестовская Д. С.   Культура и личность

Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе инкультурации*192 и социализации*193. Существенным звеном в этом процессе является овладение человеком речью, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм)*194.

*192: {Инкультурация – процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.}

*193: {Социализация – приобщение человека к принятой в данной культуре и обществе системе ценностей и норм.}

*194: {См.: К равченко Л. И. Культурология. – М., 2000. – С. 99 }

Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отражаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, перестраивает сознание.

Культура определяет и так называемые “экзистенциальные” (лат. existentia – существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое – все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.

Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.

Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным “образцам” действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры.

Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:

– доморальный, характеризующийся преимущественно “внешними” по отношению к человеку нормативами и регуляторами;

– этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;

– этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм.

Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей.

Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании.

Культурология   Берестовская Д. С.   Культура и личность

Представим этот процесс в виде схемы.

Огромную роль в процессе формирования человека как продукта культуры играет искусство.

По словам Гегеля, “искусство действительно стало первым учителем народов*195.

*195: {“Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. – Т. 1. – С. 92}

Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но не только в этом заключена великая роль искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он обладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое доставляет. Суггестивность (суггестия – от лат. suggestio – внушение) образов искусства, их эвристический*196 потенциал, привлекательность, коммуникативность – все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, способствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.

*196: {Э в ри к а (греч. heureka – “я нашел”) – слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-то сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи и т. п.}

От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных “ролей”. Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.

Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. “Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом”*197.

*197: {Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. – СПб., 2000. – С. 640. }

Процесс формирования человека не заканчивается с достижением возрастной зрелости: он продолжается на протяжении всей жизни. В итоге формируются те компоненты, синтез которых обусловливает сущность и содержание личности:

– культурный идеал, который складывается из ценностей и их систем;

– социальные “роли”, которые играет личность в различных коллективах;

– субъективное и объективное “я”, т. е. комплекс представлений человека о самом себе, обусловленных самооценкой и мнением других людей о нем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Культура и личность