Социология – Бачинин В. А. – Структура социологии права

Между философией права и правовой социологией нет ни жесткой границы, ни непреодолимого водораздела. Напротив, и та и другая своими проблемными пространствами вторгаются друг в друга. Это позволяет говорить о том, что граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море так капризно обняло сушу. Они имеют общее проблемное пространство, и каждая из них по-своему трудится на его просторах.

При всем этом правовая социология гораздо ближе к нуждам непосредственной общественной практики, чем правовая философия. Это не значит, что одна позиция лучше другой. Здесь оценочные суждения неуместны. У каждой из них свои задачи, каждая по-своему важна и необходима на своем месте.

Философия, если она выступает в качестве метафизики, доказывает идентичность общих нормативных принципов, господствующих на всех уровнях миропорядка – в космосе, природе, социуме, правосознании. Рядом с метафизикой социология осознавала себя носительницей положительных (позитивных) знаний. Для социологии права это означало, что она не пыталась и не пытается выходить за пределы социального опыта. Именно поэтому она и оказалась ближе к социальной практике. Выглядя более приземленной, она прочнее стоит на твердой почве жизненных реалий. Не пребывая в плену чистых умозрений, не витая в эмпиреях метафизических абстракций, она неизмеримо прагматичнее философии. Если от философии никто не ждет конкретных практических рекомендаций, то от социологии права их ожидают социально-правовые институты.

Социологии права и философии права вполне удается сосуществовать, не соперничая, а, напротив, взаимообогащая друг друга. Так, например, если правовая социология исследует конкретные механизмы действия норм права по обеспечению общественного порядка и скреплению социальной системы в жизнеспособную целостность, то правовая философия стремится показать, как через нормы права в человеческих сообществах заявляют о себе историческая воля и общественная необходимость.

В отличие от правовой философии, которая по своей сути космоцентрична и размышляет о соотношении норм права с законами миропорядка, правовая социология социоцентрична и ищет ответы на все свои вопросы в пределах доступных анализу социальных структур. Для нее разгадки тайн правовых феноменов находятся в самом обществе. В нем она видит макрокосм со своими законами, распространяющимися на природу права.

Структура социологии права

Социологию права можно представить как совокупность проблемных сфер, связанных между собой, часто взаимопроникающих друг в друга и вместе с тем сохраняющих свою относительную самостоятельность. У каждого проблемного комплекса, будь то социология государства, преступности или правовых конфликтов, имеется свой круг искомых смыслов и соотносящихся с ними познавательных задач.

Структура социологического знания о праве имеет трехуровневый характер. На высшем уровне располагается философская социология права (метасоциология права). Здесь сосредоточены знания о самых общих, фундаментальных принципах социального бытия и познания, а центральное место занимает идея универсальности нормативных структур, скрепляющих воедино такие целостности, как космос, природа, социум, человек и его дух. Эти идеи и принципы выполняют методологическую, то есть ориентирующую и направляющую функцию для социологов, занимающихся исследованием конкретных проблемных сфер социально-правовой реальности.

На самом нижнем уровне находится эмпирическая социология права. Ее задача состоит в том, чтобы собирать и обрабатывать факты вместе с сопутствующей им информацией, то есть наблюдать, опрашивать, анкетировать, делать различные социальные замеры и т. д. Сами по себе отдельные факты социально-правовой жизни эфемерны и скоротечны. Заявив о себе, они тут же тают, растворяясь в потоках новых событий, и часто не оставляют после себя явных следов в общественном сознании. И только усилиями социологической теории они удерживаются от немедленного исчезновения и привлекаются к участию в построении концепций, объясняющих человеку суть того, что происходит с ним и социальным миром.

Между ними, посредине, находится теоретическая социология права с ее прямым интересом к закономерностям функционирования права и его институтов в социальной системе. Будучи сравнительно самостоятельной, она, тем не менее, испытывает на себе воздействия обеих сопредельных сфер. Объединяя в себе абстрактные метасоциологические посылки с эмпирической конкретикой, она имеет возможность многое объяснить в сфере позитивного права, в практике реальных правоотношений. Таким образом все три уровня находятся в отношениях взаимозависимости и соподчиненности, составляя единый познавательный комплекс.

Отдельное место в системе социологических знаний о праве занимает историческая социология права, которая видит свою задачу в том, чтобы актуализировать и предоставить в распоряжение современных исследователей весь теоретический опыт, накопленный многими поколениями аналитиков за многовековую историю развития социогуманитарной мысли.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социология – Бачинин В. А. – Структура социологии права