Социология – Бачинин В. А. – Самоубийство как психосоциологическая проблема
Проблема самоубийства как преступления человека против самого себя относится к разряду наиболее сложных психолого-правовых проблем. Ее сложность обусловлена в значительной степени неоднозначностью оценок суицидального поведения в истории цивилизации в разные времена у разных народов.
Общественное мнение одобрительно относилось к политическим самоубийствам в Древнем Риме, к ритуальным самоубийствам в Древней Индии, Японии, императорском Китае. И напротив, категорический запрет на самоубийства существовал и продолжает существовать в иудаизме, христианстве и исламе.
Среди разнообразия причин, провоцирующих людей на суицидальные попытки, чаще всего выделяют внешние, социальные и внутренние, психологические.
В ряду первых называют экономические кризисы общегосударственных масштабов и материально-денежные затруднения частного характера, социальный гнет, семейные конфликты, несчастную любовь, крупные неприятности на работе, страх перед уголовным наказанием, алкоголизацию организма и сопутствующие деструктивные изменения психики.
К причинам второго ряда относится в первую очередь то, что можно назвать экзистенциальной катастрофой, крахом всей системы жизненных ценностей, утратой смысла жизни. В этом же ряду находится такая причина, как одиночество. Ощущение того, что философы-экзистенциалисты называют заброшенностью, покинутостью, способно порождать состояние отчаяния от возникшей пропасти отчуждения, разделяющей индивидуальное “Я” и весь остальной мир.
Все указанные причины приводят к одному и тому же результату: собственная жизнь обесценивается в глазах человека, утрачивает привлекательность, превращается в невыносимое бремя и рождает желание избавиться от него.
Людей всегда интересовал вопрос о том, имеет ли человек право сам лишить себя жизни.
Отдельный индивид, в понимании большинства европейских мыслителей Нового времени, является существом подчиненным. Он обязан повиноваться надличным силам метафизического и социального характера – высшему нравственному закону и авторитарной воле государства. И если государство потребует от индивида отдать свою жизнь, он обязан подчиниться. Во всех же остальных случаях он обязан внимать нравственному закону, запрещающему самовольный уход из жизни. То есть традиции западноевропейской культуры не признают за человеком естественного права на самоуничтожение.
Мотивации правосознания
Понятием мотивации обозначается психический процесс, порождающий внутренние побуждения (мотивы) к определенным социальным действиям и поступкам.
Способность мотивов инициировать и активизировать разнообразные поведенческие акции обусловлена противоречивой структурой мотивационной деятельности. Противоречия между желаниями, потребностями, интересами и различными, внешними и внутренними, препятствиями на пути их реализации, а также столкновения между разнородными, а порой и взаимоисключающими мотивами динамизируют духовную и практическую деятельность личности. Эти же противоречия способны выступать в качестве причин, в роли факторов самодетерминации деятельности индивидуального правосознания.
Related posts:
- Социология – Бачинин В. А. – Мотивации правосознания Проблема самоубийства как преступления человека против самого себя относится к разряду наиболее сложных психолого-правовых проблем. Ее сложность обусловлена в значительной степени неоднозначностью оценок суицидального поведения в истории цивилизации в разные времена у разных народов. Общественное мнение одобрительно относилось к политическим самоубийствам в Древнем Риме, к ритуальным самоубийствам в Древней Индии, Японии, императорском Китае. И напротив, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Самоубийство – предмет социологического анализа Под влиянием учения Канта Дюркгейм заинтересовался проблемами морали и у него возникло намерение облечь нравственную философию немецкого мыслителя в социологическую форму. Для Дюркгейма характерно отождествление морального с социальным. Он выводил мораль из содержания социальных условий, понимая ее как принудительную систему правил повседневного поведения, а общество рассматривал как моральное единство индивидов. Содержательным ядром морали является понимаемый […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания Существует давняя, берущая свое начало еще в античности традиция выделения двух ипостасей правосознания – естественно-правовой и позитивно-правовой. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в абсолютной пред писатель ной, долженствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер. Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем без исключения, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Психосоциологические особенности естественно-правового сознания Существует давняя, берущая свое начало еще в античности традиция выделения двух ипостасей правосознания – естественно-правовой и позитивно-правовой. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в абсолютной пред писатель ной, долженствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер. Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем без исключения, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Мотивационное противоречие В свете тех познавательных задач, которые должна решать психосоциология права, мотивация может быть разделена на правовую и неправовую. В первом случае это совокупность конструктивных моральных и психологических противоречий, динамика возникновения, развертывания й разрешения которых обеспечивает в конечном счете соблюдение личностью норм и законов права. Что касается неправовой мотивации, то она имеет деструктивную, асоциальную, анормативную направленность. […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Проблема наилучшей формы социального порядка В “Метафизике” Аристотеля изложено учение о четырех типах универсальных причин, оказывающих определяющее воздействие на все сущее, включая социальную жизнь людей. Согласно этому учению у каждой вещи или явления обнаруживаются, как правило, не одна, а несколько разновидностей причин – формообразующие, материальные, деятельные и целевые. Если вообразить некую мраморную скульптуру, то роли между причинами распределятся следующим образом: […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Мотивационные противоречия и типы самосознания Мотивационное противоречие – это нечто гораздо большее, чем просто дезорганизация внутри пространства субъективной реальности. Оно продуктивно и несет в себе созидательный потенциал, но его продуктивность существует лишь в качестве возможности. Претворение же ее в действительность зависит в первую очередь от самого субъекта, от степени его социализированности уровня его культуры. Чем богаче внутренний мир личности, чем […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Отношение личности к мотивационным противоречиям Мотивационное противоречие – это нечто гораздо большее, чем просто дезорганизация внутри пространства субъективной реальности. Оно продуктивно и несет в себе созидательный потенциал, но его продуктивность существует лишь в качестве возможности. Претворение же ее в действительность зависит в первую очередь от самого субъекта, от степени его социализированности уровня его культуры. Чем богаче внутренний мир личности, чем […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Правовая и неправовая мотивация В свете тех познавательных задач, которые должна решать психосоциология права, мотивация может быть разделена на правовую и неправовую. В первом случае это совокупность конструктивных моральных и психологических противоречий, динамика возникновения, развертывания й разрешения которых обеспечивает в конечном счете соблюдение личностью норм и законов права. Что касается неправовой мотивации, то она имеет деструктивную, асоциальную, анормативную направленность. […]...
- Социология – Бачинин В. А. – П. А. СОРОКИН Одним из главных вопросов правовой философии Серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности. Не случайно в центре внимания Петражицкого оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания и в первую очередь вопрос об этических и правовых эмоциях. Характерно, что, в отличие от большинства российских исследователей, Петражицкий ставил право над нравственностью, видел в нем более эффективный механизм […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Когнитивный диссонанс Понятие когнитивного диссонанса было введено в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся человеку в равной степени убедительными. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс играет в духовно-практической жизни личности преимущественно […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Интуитивное право Одним из главных вопросов правовой философии Серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности. Не случайно в центре внимания Петражицкого оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания и в первую очередь вопрос об этических и правовых эмоциях. Характерно, что, в отличие от большинства российских исследователей, Петражицкий ставил право над нравственностью, видел в нем более эффективный механизм […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социология морали Под влиянием учения Канта Дюркгейм заинтересовался проблемами морали и у него возникло намерение облечь нравственную философию немецкого мыслителя в социологическую форму. Для Дюркгейма характерно отождествление морального с социальным. Он выводил мораль из содержания социальных условий, понимая ее как принудительную систему правил повседневного поведения, а общество рассматривал как моральное единство индивидов. Содержательным ядром морали является понимаемый […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Антропосфера социально-правовой нормативности Антропосфера, очерчивающая круг существования “человека разумного”, – это триединство его витальности, социальности и духовности. Человек витальный – это естественный человек со всеми его прирожденными признаками. Человек социальный – это человек политический (“политическое животное” по Аристотелю), человек моральный и человек юридический. Человек духовный – это “символическое животное” (Э. Кассирер), способное ориентироваться в мире знаков, значений, символов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Право и мораль Одним из главных вопросов правовой философии Серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности. Не случайно в центре внимания Петражицкого оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания и в первую очередь вопрос об этических и правовых эмоциях. Характерно, что, в отличие от большинства российских исследователей, Петражицкий ставил право над нравственностью, видел в нем более эффективный механизм […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Моральные и правовые эмоции Одним из главных вопросов правовой философии Серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности. Не случайно в центре внимания Петражицкого оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания и в первую очередь вопрос об этических и правовых эмоциях. Характерно, что, в отличие от большинства российских исследователей, Петражицкий ставил право над нравственностью, видел в нем более эффективный механизм […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Познавательные принципы В распоряжении социологии имеется ряд методологических принципов, на которые она опирается при решении познавательных задач. 1. Принцип детерминации. Понятие детерминации (от лат. determinare – определять) обозначает причинную обусловленность явлений и событий. А принцип детерминации предполагает поиск социологическим сознанием причинных факторов, определяющих развитие и функционирование конкретных социальных формообразований. Данный принцип требует исходить из того, что общественные […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Сверхрациональное содержание социально-правовой реальности Понятие когнитивного диссонанса было введено в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся человеку в равной степени убедительными. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс играет в духовно-практической жизни личности преимущественно […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ НОРМАТИВНОСТИ Нормотворчество Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели – мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества нормы привязаны к фигурам конкретных культурных героев, соединявших в себе человеческую природу с божественной. Они закладывали основания упорядоченного, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушного поведения. Культурный герой – это […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социально-правовое противоречие Какие структурно-содержательные параметры определяют характер и природу социально-правового противоречия? Первое. В каждом социально-правовом феномене содержатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Второе. Основные признаки отношений противоположностей – не только […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Взаимодействие социальности и витальности Следствием неоднозначности, многомерности человека становится чрезвычайная противоречивость его внешней и внутренней жизни. Каждое “Я” стремится увлечь его в свою сторону. Духовное “Я” жаждет высших идеалов истины, добра, красоты, справедливости. Социальное “Я” требует социальных благ, власти, денег, успеха. Витальное “Я” желает сугубо земных радостей и удовольствий. Эти интересы и ориентации сталкиваются между собой, усложняют социальную жизнь […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Публичное и частное право как модификация антитезы государства и гражданского общества Публичное право представляет собой совокупность норм и законов, регулирующих отношения между государственными институтами и защищающих интересы государства как целостного социального организма. Оно выступает как юридически оформленная потребность государственного целого в самосохранении, создании условий для упорядоченного существования и эффективного функционирования. В нормативно-ценностном пространстве публичного права государство предстает как единый, всеобъемлющий субъект, наделенный жизненными интересами, волей к […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальная многомерность психической жизни человека Правовая реальность су шествует не только в пределах государства и гражданского общества, но и внутри обширного антропологического пространства, в том числе внутри мира человеческой психики. Это обстоятельство делает необходимым разработку проблем правовой психосоциологии. В свою очередь, подобные разработки позволяют, с одной стороны, глубже проникнуть в сущность права через постижение природы психической жизни человека, а с […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Воля и правосознание Воля представляет собой способность человека переходить от целеполагания к практическим действиям по достижению поставленной цели. Она позволяет переводить желания, чувства, потребности, а также этические и правовые императивы в непосредственные усилия по их реализации. В качестве опосредствующего звена, своеобразного медиатора воля связывает мотивы и поступки, духовные и практические действия в единый психологический и деятельностиый континуум. Различают […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Синергетика и метафизическая социология Синергетический подход заставляет социолога взглянуть на социальную, в том числе нормативно-ценностную, реальность сквозь призму категориальной антитезы порядок – хаос. Правда, в данном случае эти две категории обретают более частный вид понятий социального порядка и социального хаоса. При этом порядок обычно связывают с наличием устойчивых законов и закономерностей, а хаос – с преобладанием непредсказуемых случайностей. В […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Агональный тип противоречий Принцип агона (от греч. agon – состязание) – это социальная формула мирной состязательности субъектов, введенной в пределы гуманистических норм и предполагающей равнозначность ценностных статусов сторон. В атональном противоречии, в отличие от антагонального, взаимодействие имеет своей главной целью не односторонние прагматические интересы субъектов, а такие результаты, которые вели бы к последующему, все более глубокому единению сторон, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальное “Я” Психосоциология представляет собой комплекс проблем, идей, принципов, концептуальных подходов, доктрин и научных направлений, связанных с исследованием психологических аспектов деятельности индивидуального, группового, общественного сознания и функционирования межличностных отношений. Отношению индивидуального “я” к нормам религии, морали, обычного, естественного и положительного права чаще всего присуща эмоционально-этическая окрашенность. Так, все компоненты правовой нормы, будь то гипотеза, диспозиция или санкция, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Человек социальный как человек юридический Антропосфера, очерчивающая круг существования “человека разумного”, – это триединство его витальности, социальности и духовности. Человек витальный – это естественный человек со всеми его прирожденными признаками. Человек социальный – это человек политический (“политическое животное” по Аристотелю), человек моральный и человек юридический. Человек духовный – это “символическое животное” (Э. Кассирер), способное ориентироваться в мире знаков, значений, символов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Предмет психосоциологии Психосоциология представляет собой комплекс проблем, идей, принципов, концептуальных подходов, доктрин и научных направлений, связанных с исследованием психологических аспектов деятельности индивидуального, группового, общественного сознания и функционирования межличностных отношений. Отношению индивидуального “я” к нормам религии, морали, обычного, естественного и положительного права чаще всего присуща эмоционально-этическая окрашенность. Так, все компоненты правовой нормы, будь то гипотеза, диспозиция или санкция, […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Экзистенциальные конфликты Экзистенциальная психосоциология права – это сфера нравственно-психологических проблем, где человек выступает как родовое существо, представляющее предельно широкую социальную общность – человечество, и где он имеет дело с естественно-правовыми нормами и всеобщим жизненным смыслом. Отыскивание смысла в собственных отношениях с миром в целом и социально-правовой реальностью в частности составляет неотъемлемую черту духовного бытия социализированного индивида. Поскольку […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Экзистенциология правосознания Экзистенциальная психосоциология права – это сфера нравственно-психологических проблем, где человек выступает как родовое существо, представляющее предельно широкую социальную общность – человечество, и где он имеет дело с естественно-правовыми нормами и всеобщим жизненным смыслом. Отыскивание смысла в собственных отношениях с миром в целом и социально-правовой реальностью в частности составляет неотъемлемую черту духовного бытия социализированного индивида. Поскольку […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Продуктивность конфликтов (Г. Зиммель) Весь массив знаний, которым на сегодняшний день располагает современная юридическая конфликтология, складывался на протяжении длительного исторического времен. Поначалу, в течение многих столетий развития цивилизации и культуры, буквально по крупицам накапливались сведения о природе межчеловеческих конфликтов. Они имели и изобразительный, и описательно-феноменологический, и концептуально-философский характер. Разбросанные по трудам ученых, трактатам философов и правоведов, литературным произведениям драматургов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Социальная конфликтология (К. Маркс) Весь массив знаний, которым на сегодняшний день располагает современная юридическая конфликтология, складывался на протяжении длительного исторического времен. Поначалу, в течение многих столетий развития цивилизации и культуры, буквально по крупицам накапливались сведения о природе межчеловеческих конфликтов. Они имели и изобразительный, и описательно-феноменологический, и концептуально-философский характер. Разбросанные по трудам ученых, трактатам философов и правоведов, литературным произведениям драматургов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Типология мотивационных противоречий Гегель предпринял в “Феноменологии духа” серьезную теоретическую попытку объяснить природу такой конкретной формы социальных противоречий, как антагонизм. В разделе о господине и рабе он попытался показать, что отличительной особенностью отношений двух антагонистов является не столько вражда, сколько взаимная социальная зависимость. Оба субъекта, господин и раб, поставлены в объективные условия, где определяющую роль играют внеморальные факторы […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Г. ЗИММЕЛЬ Г. ЗИММЕЛЬ Георг Зиммель (1858-1918) – немецкий социолог, культуролог, философ, стремившийся сочетать в своих исследованиях познавательные возможности социологии и метафизики. Выпускник, а затем преподаватель, профессор Берлинского университета. Преподавал в университете Страсбурга. На его взгляды оказали влияние идеи Кассирера и Бергсона. Написал 30 книг, среди которых: “Социальная дифференциация” (1890), “Введение в моральную науку” (1893), “Философия денег” […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Познание социальных противоречий – конфликтов Весь массив знаний, которым на сегодняшний день располагает современная юридическая конфликтология, складывался на протяжении длительного исторического времен. Поначалу, в течение многих столетий развития цивилизации и культуры, буквально по крупицам накапливались сведения о природе межчеловеческих конфликтов. Они имели и изобразительный, и описательно-феноменологический, и концептуально-философский характер. Разбросанные по трудам ученых, трактатам философов и правоведов, литературным произведениям драматургов […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Художественная социология как изобразительно-аналитический метод Для Бахтина социокультурное бытие человека двойственно, позволяющее ему существовать как в серьезном мире официальной культуры, так и в смеховом мире культуры народно-карнавальной. Бахтин исследовал карнавально-праздничное поведение как специфическую разновидность локальной аномии, как особый тип социальных отношений, не вписывающихся в нормативные рамки обычной повседневной реальности. Характерные для этих отношений нарушения норм этикета, отрицание социальных дистанций и […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Бессознательные влечения Психоанализ, или психоаналитический метод имеет две основных ипостаси. Во-первых, это разработанная Фрейдом и его последователями система познавательных средств и приемов, позволяющих обнаруживать в нормативном, моральном и правовом, а также анормативном поведении личности, кроме рациональных, осознаваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бессознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на нормативно-ценностные ориентации и конкретные поступки […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Лекция 10. ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ 3. Фрейд – создатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) – – психиатр, философ, социолог, культуролог, создатель психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. Мечтал посвятить себя литературе, но жизненные обстоятельства заставили заняться клинической практикой в качестве психиатра и психолога. Вел активную научно-исследовательскую работу. В 1938 г. вынужден был из-за нацистских преследований эмигрировать в Англию. Стало уже традицией […]...
- Социология – Бачинин В. А. – Классическая метафизическая социология Социологическая теория – это прежде всего методология. Она представляет собой разнообразие методов, позволяющих исследовать социальную реальность во всех ее аспектах. Взятая во всем ее объеме, методология складывается из специального теоретического инструментария в виде общих методов и частных методик, предназначенных для решения конкретных познавательных задач. Все эти исследовательские инструменты имеют общее сходство, налагаемое на них причастностью […]...