Социология – Бачинин В. А. – Цивилизация как форма социального порядка

Социологема порядка

Несмотря на то что существует универсальный закон возрастания беспорядка, означающий, что в природе и обществе постоянно действуют дезорганизующие и деструктивные силы и что любая вещь несет в себе тенденцию к самораспаду и гибели, энтропийная тенденция не всевластна. Ей противодействует другая тенденция, суть которой в том, что всякая система стремится к самосохранению себя как целостности с внутренне уравновешенной структурой. Принцип динамической сбалансированности внутренних противоположностей, модель их подвижного равновесия (гомеостазиса) столь же универсальны, как и закон возрастания энтропии. Оба они позволяют существовать динамическим структурам.

Поскольку в социуме, как и в природе, действуют разрушительные силы и проявляются энтропийные тенденции, человек заинтересован в том, чтобы иметь эффективные средства противодействия им. На протяжении тысячелетий шел процесс выработки разнообразных социальных форм, призванных помогать людям в их противодействии деструктивным началам бытия, способных систематически повышать уровень упорядоченности общественной жизни.

Порядок возникает там, где между различными вещами или субъектами образуются устойчивые, надежные и продуктивные связи, скрепляющие их в единую, успешно функционирующую целостность. Совокупность этих связей составляет относительно устойчивую структуру, конфигурация которой отмечена печатью функциональной целесообразности.

Порядок предполагает соразмерность частей целого, их подчиненность нормативному принципу меры, относительную сбалансированность противоположностей, в каких бы видах они ни выступали.

Порядок рационален. В его структурах всегда присутствуют, а зачастую и явно просвечивают структуры пронизывающих его смыслов.

Цивилизация как форма социального порядка

Если в основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функционирующие независимо от воли и желаний людей, то социальный порядок, его установление и поддерживание требуют активных человеческих усилий. Когда такие усилия оказываются успешными и плодотворными, у социальной системы появляется возможность обрести такое качество, как цивилизованность, и называться цивилизацией.

Социальная система, стремясь к развитию и динамично-равновесной стабильности, разрабатывает средства и способы по нейтрализации деструктивного потенциала внутренних антагонизмов, по переводу общественных противоречий в режим равновесно-компромиссного существования, где отношения между противоположностями складывались бы не на основаниях имморально-неправовой вседозволенности, а были бы подчинены определенным нормам и принципам, открывающим путь к взаимополезному сотрудничеству. Так возникает особое социальное качество социальной системы – цивилизованность, противоположное дикости, варварству, состоянию “войны всех против всех”. Социальная система, обладающая этим качеством, представляет собой цивилизацию.

Цивилизация – это сверхсложная система, обладающая иерархизированной структурой, стремящаяся к постоянному повышению меры своей функциональной эффективности, к рационализации и стандартизации своих нормативов, способная к самонастраиванию, саморегуляции, установлению таких структурно-функциональных связей, которые способны действовать длительное время и обеспечивать существование социума как упорядоченной целостности. Цивилизация создает необходимые организационно-технологические средства для преобразования природной среды, обеспечения жизнедеятельности социума и развития его культурного, духовного потенциала.

Как искусственная, многоцелевая социальная система, цивилизация стремится пребывать в равновесно-динамичном состоянии. Ее способность к саморегуляции и самосовершенствованию позволяет ей предпринимать успешные усилия по блокированию существующей опасности деструкции и хаоса. Направления ее организационно-регулятивных усилий разнообразны, поскольку источником опасности для нее могут выступать самые разные силы – от деструктивных процессов в экономических и политико-идеологических сферах до отдельных людей, одержимых разрушительными аффектами и страстями.

Ключевым принципом цивилизации как системы является принцип социального порядка, а главное ее требование к собственным подсистемам и элементам – это требование подчиняться существующим нормам и законам, следовать заданным образцам. Цивилизационной системе необходимо регулярное, ритмично-педантичное воспроизведение наличного порядка для того, чтобы успешно выполнять свою репродуктивную функцию. С этой целью создается ряд социальных институтов, не допускающих беспорядка, поддерживающих социальный порядок, – система государственной власти, правовые институты, политические организации. На это же направлена деятельность традиционных воспитательно-регулятивных средств – обычаев, традиций, моральных норм, а также средств суггестивного (внушающего) психолого-педагогического воздействия старших поколений на младшие.

Вся история цивилизации предстает как дискретный, временами прерывающийся процесс поиска и апробации средств по блокированию угрозы распространения социальной энтропии.

Цивилизация, борясь с угрозой катастрофического самораспада, стремится не просто упорядочить человеческое существование, но и создать удобообитаемую среду, внутри которой человек имел бы все необходимое, чтобы совершенствоваться, приумножать свой культурный, духовный потенциал.

Цивилизация, как наиболее грандиозная из форм социального порядка, представляет собой продукт многовековых преобразовательно-приспособительных усилий человечества. В итоге этих усилий сложились те более или менее приемлемые формы отношений индивидов друг с другом и средой обитания, которые в целом и составили социальное “тело” цивилизации. Тот порядок, без которого немыслима каждодневная жизнь цивилизованного общества, нельзя считать чем-то несущественным или случайным. В нем реализовалась, воплотилась с огромным трудом найденная усилиями многих поколений мера целесообразности в организации общественного бытия. Здесь каждая социальная форма стремится к своему оптимуму и если даже не достигает его в настоящий исторический момент, то надеется на это в будущем.

Цивилизация как упорядоченное целое – это одновременно и система и организация. Системой ее позволительно называть потому, что она имеет внутри себя элементы и подсистемы, связанные между собой по горизонтали, и в ней отчетливо просматриваются разнокачественные уровни, размещающиеся по вертикали.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социология – Бачинин В. А. – Цивилизация как форма социального порядка