Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Вождизм как тип власти

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных и межгрупповых отношений [82]. В ходе исследований феномена лидерства выделены его стили и разработаны концепции (теория лидерских ролей, теория черт, харизматическая концепция, ситуационная теория, синтетическая теория и др.), суть которых сводится к следующему.

Феномен лидерства обусловлен специфическими личностными чертами и способностями, а также особенностями взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных и межгрупповых отношений: лидеров1, последователей (ведомых), уровня группового развития и ситуаций, в которых осуществляется лидерство. Различают лидеров, ориентированных на решение деловых проблем, и лидеров, решающих проблемы человеческих отношений. При этом в ситуациях очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Таким образом, вопрос о том, кто конкретно станет лидером, должен решаться с учетом индивидуально-психологических особенностей кандидата в лидеры, личностных и социальных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи [82].

Политическое лидерство

Концепции политического лидерства, представляющего собой уникальный феномен общественной жизни, связанный с осуществлением властных функций, в зависимости от их теоретических оснований делятся на три группы1:

O исходящие из того, что лидерство – универсальный феномен человеческой деятельности и что закономерности его функционирования едины во всех сферах жизни общества (политике, экономике, религии, науке, спорте и т. д.);

O отождествляющие лидерство с руководством и управлением; при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства, т. е. специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам политического поведения должностного лица;

O рассматривающие политическое лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам; оно осуществляется через функционирование конкретного механизма – одного из необходимых политических институтов.

В современном обществе политическое лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев и групп посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития. Политическое лидерство, выполняя различные функции, находится на трех социальных уровнях [76].

1 . Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами (например, группы лиц, составляющих в стране высший эшелон власти); оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к его личности определенные требования. Лидерство этого уровня присуще всем типам общества.

2. Лидерство на уровне политических движений в контексте притязаний на власть конкретных социальных слоев. В этом случае принципиальное значение имеют не столько личные качества лидера, сколько его способность адекватно выражать интересы части населения и служить символом определенных политических настроений, т. е. быть ярким представителем конкретного типа политического сознания. Соответствие реального лица своему “образу” определяет его возможности в формировании конкретной политической установки. Лидерство этого уровня (как и первого) характеризует власть в любом обществе независимо от формы государственного устройства и является, по сути, проявлением феномена лидерства в политике как одной из сфер общественной жизни.

3. Политическое лидерство как способ организации власти в условиях существования гражданского общества, разделения власти (на законодательную, исполнительную, судебную), а также дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего мировосприятия. Этот уровень предполагает наличие механизма, посредством которого возможна реализация политических функций. Такой механизм представляет собой систему регулятивов деятельности политика, обеспечивающих не только легальность его действий, но и их соответствие господствующей в обществе системе ценностей. Таким образом, политическое лидерство служит институтом, который вовлекает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом. Как механизм интеграции общества политическое лидерство создается не только посредством правовой регламентации деятельности политика, но и морально-ценностными регулятивами.

Вождизм как тип власти

Вождизм – тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью [76]. В политике вождизм проявляется в идеологизированных, жестко централизованных обществах и существует в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера.

Исторически вождизм относится к архаичным социальным явлениям, встречающимся на стадии потестарной (догосударственной) организации общества. Характерная черта вождизма – иррациональные моменты восприятия политических отношений носителями обыденного сознания (использование этнокультурных стереотипов и харизматизация вождя). В современном мире внешними формами проявления вождизма являются клиентелизм (функционирование политической системы как иерархии властных кланов, внутри которых господствуют отношения типа “клиент – патрон”), непотизм (рекрутирование в правящую элиту по отношению родства и своячества) и трибализм (политическое продвижение по земляческим признакам). Вождизм как тип власти присущ нединамичным, авторитарным и тоталитарным обществам [76].

Вождизм развивается благодаря эксплуатации одной из наиболее архаичных форм сознания в стереотипную структуру ценностных ориентаций сообщества, интериоризованную на личностном и коллективном уровнях, близких к бессознательному. Структура архетипа складывается из трех элементов, на использовании которых строится идеология вождизма: 1) деление всех индивидов общества по принципу бинарной оппозиции “мы – они” (например, “мусульмане – неверные”); 2) установка относительно власти типа “кто не с нами – тот против нас”; 3) преимущественное право в притязаниях на власть от рождения (идет ли речь о “благородном” или “пролетарском” происхождении значения не имеет). Будучи интериоризованным личностью как система ценностных ориентаций, архетип предопределяет характер возможных интерпретаций господствующей идеологии на уровне обыденного политического сознания. Этим объясняется совпадение политической практики стран, где существует вождизм как тип власти, хотя содержание идеологических доктрин в них может существенно различаться [76].


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Вождизм как тип власти