Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Политическая характерология

Характерология (от греч. charakter – печать, чеканка и logos – учение) в широком смысле – учение о характерах, представляющих собой совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в познании, общении и деятельности [82]. Познание характера индивида позволяет с большой долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

Характер личности во многом обусловлен ее общественным бытием. Усвоение социального опыта порождает типические черты характера человека, определяемые социально-типическими обстоятельствами его жизненного пути в конкретно-исторических условиях (например, типы социального характера крестьянина, рабочего, буржуа, священнослужителя, дворянина, преступника и др.). В единстве с социально-типическим в характере выступает индивидуальное своеобразие, порождаемое различными неповторимыми ситуациями социализации индивида, а также природными предпосылками развития индивидуальности (задатками, темпераментом, типом направленности и др.).

Среди множества черт характера индивида одни являются ведущими, другие – второстепенными, обусловленными развитием ведущих свойств. При этом последние могут как гармонировать, так и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или противоречивые характеры. В целом характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности [82]:

O к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность);

O к другим людям (общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность, альтруизм или эгоизм);

O к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость);

O к делу (ответственность или безответственность, добросовестность или недобросовестность, трудолюбие или леность).

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, системы ценностных ориентаций, выявляя тем самым не только свою естественную, но и общественно-историческую природу.

Социальные характеры современного мира

В отличие от Д. Рисмена, описавшего три типа социального характера, свойственных различным историческим эпохам, Э. Фромм пытался классифицировать социальные характеры современной ему эпохи. Центральное место в системе Э. Фромма, получившей название гуманистического психоанализа, занимает разработка идеи о социальной обусловленности всей человеческой психики, в том числе бессознательной1. По мнению Э. Фромма, существует три бессознательно складывающихся психологических механизма, регулирующие отношения индивида с современным миром:

O мазохистские и садистские тенденции, проявляющиеся в действиях, направленных против себя и других. Преобладание у человека этих тенденций создает садомазохистский характер, который Э. Фромм называет также авторитарным. Общей чертой авторитарного характера является убеждение в том, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность – подчинение этим силам. Активность человека – лишь видимость, за ней проступает бессилие, которое он хочет победить. Социальные условия возникновения такого характера появляются при подавлении личной свободы и независимости, т. е. в тоталитарном обществе, характерным образцом которого являлся сталинизм;


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Политическая характерология