Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Социально-психологические основы власти и управления

Особая проблема – психология власти и управления, ее глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы [76]. Они традиционно исследовались в русле социальных наук (философии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действительно, проявление власти, лидерства для человека естественно, заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет также другая, зеркальная сторона власти – подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение – два равнозначных универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – склонной властвовать (“ведущей”) и подчиняющейся, принимающей власть (“ведомой”). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними – государства и общества, правительства и населения и т. д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, превращение их в организованные и по возможности бесконфликтные [76].

В работах современных исследователей власть и социальное управление рассматриваются как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст [60]. Этот подход привел к тому, что исследователи все чаще обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощающимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, погребении политических деятелей и т. д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологические аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований – выяснить механизм реализации на практике идеи господства, конкретные психологические факторы, способствующие функционированию власти, условия достижения влияния политического руководства, обеспечивающего господство над людьми [60].

Власть и сопровождающее ее насилие не возможны без определенного психологического воздействия, внушения. Создание властного авторитета есть психологический акт, необходимыми предпосылками которого являются мотивы покорности, готовности к повиновению. Определенные действия представителей высших эшелонов управления (организация празднеств, торжеств, церемоний) являются демонстративной, репрезентативной функцией, накладывающей отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функция у разных народов и в разное время играла важную роль в создании психологических мотивов господства.

Анализируя проблемы реализации власти и социального управления, исследователи приходят к выводу, что большую роль играют коллективные политические представления, преобладающие в том или ином обществе, т. е. представления людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими социальными силами. Политическая власть и господство утверждались также через систему мифологических и религиозных представлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, традициях, церемониалах освящалась социальная практика управления [60].

Власть и господство над людьми – это сложный и многогранный процесс взаимодействия экономических, социальных, политических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом власть имущие находятся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем господствуют. Этим, в частности, определяется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, различие методов и степени психологического воздействия в традиционных и индустриальных обществах. Например, в средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства была намного эффективнее, чем в развитых индустриальных обществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют эффективность и в развитых европейских странах.

Важным является также вопрос о различных типах взаимоотношений господствующих и подчиненных, о зависимости степени реализации власти и типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлежности к разным социальным слоям, а также национального характера, темперамента, пола и возраста [60].

Коррелятом власти является уважение; этическую ценность власть представляет собой лишь тогда, когда она направляет уважающего ее так, что тот оказывается в состоянии создавать большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти [105]. При этом власти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть социальной истории. “Поистине это демоническая сущность власти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в высшей степени самоотверженно, считая успех прочным только тогда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собственное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею”1 [105].


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,50 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Социально-психологические основы власти и управления