Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Виды социокультурных систем

В течение последних четырех столетий в современной культуре (во всех ее компонентах) преобладала чувственная форма, хотя наряду с ней существовали (как побочные) идеациональная и другие формы. Едва ли какая-либо культура в истории человечества была полностью и совершенно интегральной. Термин “доминантная форма интеграции” не исключает абсолютно монопольного преобладания одной формы культуры, ведущего к полному исключению других. А это означает, что могут разрушиться только культурные и социальные формы, интегрированные в одну чувственную форму; не интегрированные могут продолжать существовать и даже успешно функционировать [101].

Нынешний кризис происходит вследствие разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая возникла в конце XII в. и постепенно заменила идеациональную форму средневековой культуры. Однако ни одна из конечных форм – ни чувственная, ни идеациональная – не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, форма начинает постепенно разрушаться и исчезает. Такие явления очень редки: в течение трех тысячелетий греко-римской и западной истории это наблюдалось только четыре раза. Таков масштаб сегодняшнего кризиса [101].

Однако происходящие изменения, не означая полного исчезновения западной культуры и общества, тем не менее предвещают одну из величайших революций в современной культурной и социальной жизни. Если мы не в силах остановить ее, то следует хотя бы попытаться понять ее природу, причины и последствия. Если мы сможем это сделать, то, вероятно, в некоторой степени сократим ее трагический ход, смягчим последствия [101].

Иными словами, вместо стабильной поступательной тенденции развития культуры П. Сорокин отмечает ряд колебаний от одной доминирующей системы к другой. При этом ни одна система не заключает в себе всю истину так же, как и ни одна не является целиком ошибочной: каждый источник познания, будь то чувства, разум или интуиция, представляет собой валидное знание многосторонней действительности. Так, истина чувств дает знание о чувственных нерациональных аспектах объективной реальности, истина разума – о ее рациональном аспекте, истина интуиции – о ее металогическом и метачувственном аспектах. Эмпириочувственная реальность питается чувствами, рациональная – разумом, сверхрациональная – верой. Каждая из этих систем, взятая изолированно, становится менее достоверной и более ошибочной [101].

Виды социокультурных систем

Таким образом, социальную действительность П. Сорокин рассматривал в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, не сводимой к материальной реальности и наделенной системой значений [96]. Характеризующаяся бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

П. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы). Они организуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Из них выделяются следующие суперсистемы:

O чувственная (реальность воспринимается непосредственно чувствами);

O умозрительная (реальность познается с помощью интуиции);

O идеалистическая (реальность рассматривается как комбинация двух первых). Им соответствуют три формы истины – чувственная, духовная (интуитивная) и

Рациональная [96].

Предложенная П. Сорокиным теория социокультурной динамики рассматривает действительность как процесс закономерного изменения, который внутри социокультурных систем носит диалектический характер. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются тотальные типы культурных суперсистем. С помощью диалектики П. Сорокин стремился объяснить ритмическую периодичность социокультурных изменений, искал их источники [96].

Процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому (подобно изменениям в движении маятника) сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной базы и возникновение альтернативного доминирующего мировоззрения сопровождаются длительными периодами социальных и культурных кризисов, войнами и другими бедствиями.

Исследовав влияние социальных потрясений на поведение личности, П. Сорокин выдвинул “принцип поляризации”, согласно которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению усиливается в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистическое удовлетворение, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную, духовную активность. Когда проходит социальное потрясение, поведение возвращается к прежнему “нормальному” распределению [96].

Резюме

Итак, каждая великая культура и цивилизация выражают какую-либо одну, главную ценность. Так, главной ценностью культуры Запада средних веков был Бог (Истина). Эта ценность определяла содержание религиозного исторического времени, а также теократический характер политической власти, особенности духовной и материальной сферы общественной жизни. Подобные религиозные времена наблюдались в Древней Индии, в период распространения буддизма, в греческой культуре VIII-VI вв. до н. э.

В XII в., и особенно в ХШ-ХIV вв., в западном мире ценности сменяются, что знаменует собой смену исторических времен, когда главный принцип – Истина, Вера – заменяется другим главным принципом.

Начиная с ХIV в. господствующее положение в западной культуре начинает занимать следующая главная ценность, что знаменует собой наступление новых исторических времен.

Три типа культур, описанных П. Сорокиным, образуют своеобразные циклы повторения и следования друг за другом базовых ценностей в различные эпохи и в различных странах (например, в египетской, греко-римской, индийской, китайской истории). Настоящий период европейской истории характеризуется очередной сменой ведущей ценности и соответствующим ей историческим временем, поскольку силы каждой культуры ограничены, и когда они исчерпываются, наступает новый исторический период со своей главной ценностью, своими, свойственными только ему, особенностями духовной, материальной и политической жизни.

Главным классификационным признаком социокультурных суперсистем П. Сорокин считал мировоззрение, базирующееся на трех базовых ценностях (Вера, Разум, Красота) и соответствующих им трех формах познания истины – духовной (интуитивной), рациональной (идеалистической) и чувственной. Доминирующее мировоззрение и соответствующие ему базовые ценности постепенно исчерпывают свой потенциал и закономерно заменяются следующим типом мировоззрения, являясь ритмической периодичностью исторического процесса.

Не оспаривая в целом выводов виднейшего социолога современности, позволим сделать лишь одно замечание. На наш взгляд, ведущей ценностью идеалистической культуры является не Разум (т. е. рациональная рассудочность, что не соответствует идеализму), а Красота, постигаемая эмоционально-деятельным началом и соответствующая, по классификации Дж. Вико, “героическим” или “поэтическим” временам. К тому же данные, приведенные П. Сорокиным по количеству открытий и изобретений в области науки и техники (см. табл. 1.3), свидетельствуют о возрастающей рациональной интеллектуальности именно нынешней эпохи, названной им “чувственной”. Наше предположение базируется на том, что выделенная П. Сорокиным “чувственная” культура охватывает два различных типа – рационально-мыслительную и собственно сенсорную, гедонистическую культуру, главной ценностью которой являются потребление и “справедливость” в распределении прежде всего материальных благ. Более подробно поясним это далее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Виды социокультурных систем