Культурология – Берестовская Д. С. – АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В первой половине XIX века на Украине театральное дело получает свое развитие в крепостных театрах, существовавших в богатых помещичьих усадьбах. Известность приобрел крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились даже классические оперные спектакли. В повести Т. Г. Шевченко “Музыкант” упоминается о крепостном театре помещика Г. С. Тарновского в селе Качановка на Черниговщине, музыкантов которого обучал М. И. Глинка. В этих театрах шли пьесы И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко и других. Именно эти крепостные театры способствовали распространению театрального образования, оживлению театральной жизни; в них раскрылись таланты многих актеров и музыкантов.

Дальнейшее развитие получили в этот период любительские театры. Выдающимся организатором, режиссером и актером одного из них, действовавшего в Полтаве, был И. П. Котляревский. На Украине и за ее пределами был известен любительский театр Д. П. Трощинского, деятельность которого проходила в селе Кибинцы на Полтавщине. В 1812 году руководителем и режиссером этого театра был В. А. Гоголь-Яновский, отец Н. В. Гоголя.

Главными центрами театральной жизни стали Харьков и Полтава, где были созданы профессиональные театры. В Харькове одним из основателей такого театра был Г. Ф. Квитка-Основьяненко. К деятельности Харьковского театра привлекались талантливые артисты, например, М. Щепкин, ставились пьесы украинского, русского, европейского репертуара, в том числе “Ревизор” Гоголя, “Наталка-Полтавка” Котляревского, “Шельменко-денщик” Квитки-Основьяненко, пьесы Фонвизина, Крылова и других. Так было положено начало становлению национального профессионального театра.

В первой половине XIX века в Украине по-прежнему была популярна народная музыка, особенно, песни: колядки, щедровки, веснянки, купальские и жатвенные, колыбельные, думы, исторические песни и другие. Народными стали песни на слова Т. Г. Шевченко “Думы мои…”, “Ревет и стонет Днепр широкий”, “Завещание”. Большой популярностью пользуется и в наше время песня М. Петренко “Дивлюсь я на небо” и многие другие. Появляются нотные сборники украинских песен. Так, историк, этнограф, поэт и композитор Н. А. Маркевич опубликовал книги “Украинские мелодии” (1831 г.) и “Народные украинские напевы” (1840 г.).

Музыкальная жизнь этого периода разворачивалась главным образом в Киеве, Харькове, Полтаве, где формировались и концентрировались оркестры, хоры, капеллы, создавались музыкально – драматические кружки и профессиональные труппы. Содействовал развитию украинской музыкальной культуры М. И. Глинка. Он нередко бывал в Украине, способствовал творческому росту известного певца и композитора С. С. Гулака-Артемовского (1813- 1873). Уже тогда осуществлялась связь с европейской музыкальной жизнью; в Украине гастролировали итальянские оперные труппы, Ф. Лист давал концерты в Киеве, Одессе и т. д.

Значительный вклад в развитие украинского музыкального искусства внес композитор Д. С. Бортнянский – создатель духовной, глубоко гуманной музыки. Его хоровые концерты исполняются и в наши дни. Одним из первых украинских композиторов-профессионалов в Галиции стал М. М. Вербицкий, обращавшийся к различным музыкальным жанрам: песням, хорам, музыке к театральным представлениям.

АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В XIX веке в Украине оживилось градостроительство. В архитектуре утверждается классицизм. Примером может служить ряд сооружений в Киеве, Одессе и в других городах. Так, в Одессе по проекту архитектора Тома де Томона в античном стиле было построено здание театра. Памятниками архитектуры стали знаменитая Потемкинская лестница и Воронцовский дворец (проекты Ф. К. Буффало).

В Киеве тридцать лет работал архитектор А. И. Меленский (1766-1833), по проектам которого построена церковь-мавзолей на Аскольдовой могиле (1810), первый в городе театр на Крещатике и другие здания. По проекту В. И. Беретти в Киеве в стиле классицизма сооружены здания университета (1837-1843) и Института благородных девиц (1839-1843). Производилась реконструкция и застройка Полтавы, Харькова и других городов.

В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура, основываясь на достижениях народной резьбы по дереву, искусства малой пластики и т. д. В честь великих исторических событий были созданы скульптурные памятники, среди них – “Самсон раздирает пасть льву” (Киев, 1809) в честь Полтавской битвы, монумент Славы в Полтаве (1805-1811) и другие. В стиле классицизма создан бронзовый памятник князю Киевской Руси Владимиру (Киев, 1853). Его авторы – В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, архитектор К. А. Тон.

В первой половине XIX века интенсивно развиваются живопись и графика. В живописи особенно плодотворным было обращение к портрету, пейзажу, бытовой и исторической картинам.

Значительный вклад в развитие живописи в Украине внесли такие замечательные художники, как А. Антропов, В. Тропинин и другие. С Украиной было связано раннее творчество В. Л. Боровиковского, родившегося в Миргороде. Он, как и Левицкий, первоначальные профессиональные навыки получил у своего отца – художника. Свою деятельность он начал как иконописец. В духе сложившейся в украинской иконописи XVIII века традиции написаны им в Миргороде иконы 1784 и 1787 годов, хранящиеся сейчас в Музее украинского изобразительного искусства в Киеве. Уже в молодости проявилось мастерство Боровиковского-портретиста. На его творческий рост оказало влияние знакомство и сближение с Левицким, у которого он, возможно, учился. К зрелым произведениям Боровиковского принадлежит изысканный по мастерству миниатюрный портрет графа А. Н. Самойлова, хранящийся в Киевском музее, и портрет министра юстиции Д. П. Трощинского, написанный в строгой живописной манере, свойственной позднему периоду творчества Боровиковского.

В своих портретах Левицкий и Боровиковский утверждали высокий гуманистический идеал, что оказало определяющее влияние на развитие отечественной живописи. Именно на рубеже XVIII-XIX веков начинается новый процесс – укрепление реалистических тенденций в развитии портретной живописи в украинском искусстве.

Эпохой в развитии украинского изобразительного искусства стало творчество Т. Г. Шевченко. Ранее уже шла речь о развитии его дарования графика и живописца. Особый интерес представляют его живописные и графические портреты, в которых он прокладывал путь реалистическому искусству – правдивому и непредвзятому изображению действительности.

Автопортреты*248 – особая область творчества Т. Г. Шевченко. Он писал себя на протяжении всей жизни: и юным романтиком-учеником Академии художеств (“Автопортрет в овале”), и ссыльным солдатом; писал и гравировал свои портреты и в последние годы – умудренным, познавшим горести жизни человеком. Значительное место в искусстве занял знаменитый офорт Шевченко “Автопортрет со свечой” (1860) сделанный по рисунку 1845 года. Это волнующая встреча художника со своей юностью. Бархатистые глубокие тона фона и неровный свет свечи, падающий тревожными бликами, создают напряженные светотеневые контрасты и говорят о драматическом восприятии жизни художником.

*248: {См.: Факторович И. Д., Членова Л. Г. Художественные музеи Киева. – М., 1977. – С. 50-51.}

Один из последних автопортретов воспроизводит средствами живописи лицо человека, как бы подводящего итог своей жизни. Из глубокой темноты фона выступает выхваченное светом лицо поэта и художника. Глаза его смотрят напряженно, выдавая глубокую внутреннюю боль. Взгляд пронизывает зрителя неподдельным трагизмом. Остальные детали портрета – шапка, свитка, белая сорочка – погружены в тень, сливаются с фоном. Последний живописный портрет Шевченко стал выражением безысходного страдания, его трагической судьбы. Несомненно здесь использование опыта Рембрандта, оказавшего большое влияние на Шевченко-портретиста.

Свой вклад в этот процесс внесли художники К. С. Павлов (картина “Бондарь”, 1838 г.), А. Н. Мокрицкий, товарищ Шевченко, ученик К. Брюллова и А. Венецианова. Мокрицким создана галерея портретов писателей: Н. В. Гоголя, Е. П. Гребенки и других. В области портретной живописи работал друг и земляк Шевченко И. М. Сошенко; серию портретов украинских общественных деятелей написал Г. А. Васько.

Живопись и графика развивались и на западноукраинских землях. Украинский художник Л. Делийский (1745-1825) в начале XIX века расписывал сооружения Почаевской лавры, затем он работал во Львове. Его творчество, отмеченное чертами реализма, явилось новым этапом в развитии изобразительного искусства. Талантливыми художниками были Т. Яхимович (1780-1870), создатель картин “В столярной мастерской”, “Девушка на могиле матери” и других; Р. Гадзевич (1806-1886), автор работ “Портрет матери”, “Автопортрет” и других.

В первой половине XIX века на Украине интенсивно развиваются художественные промыслы. Значительное распространение приобретают произведения народной живописи. В них изображаются сцены из жизни и быта украинского народа: “Сидит казак под вербой”, “Казак-бандурист”, “Казак-запорожец” и другие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО