Социология – Бачинин В. А. – Нормы канонического права

Институциональная природа церкви

Церковь – это социальный институт, имеющий давнюю историческую традицию, сложную иерархическую структуру и собственную, обслуживающую ее внутренние отношения, нормативно-правовую базу (каноническое право, церковное право).

Одна из главных функций церкви по отношению к обществу и государству состоит в нормативной регуляции поведения людей. Для этого она располагает канонами вероучения, заповедями религиозного, этического и правового характера, содержащимися в священных книгах и разнообразных комментированных приложениях к ним, а также соответствующими уставами.

Между церковью и государством возможны три основных типа отношений: I) церковь занимает доминирующее положение и подчиняет себе институты государственной власти (теократия); 2) паритетно-равновесные отношения взаимной автономии и уважительного невмешательства в дела друг друга; 3) деятельность церкви подчинена государственному диктату и осуществляется лишь с милостивого дозволения властей.

Христианская церковь сложилась как общественный институт в условиях Римской империи во II-V вв. Этому процессу сопутствовали, во-первых, формирование ее сложной иерархизированной структуры, во-вторых, ее социальное самоопределение внутри общественного целого, уяснение своих организационных, нормативно-регулятивных, воспитательных и других функций. В итоге христианские общины трансформировались в церковь – мощный, полноправный институт, оказывающий заметное воздействие на жизнь общества и государства, на характер экономических, политических, идеологических и правовых отношений.

Обладая огромным авторитетом в глазах миллионов верующих, имея богатый духовный потенциал и разработанную в течение веков методику воздействий на нормативно-ценностные структуры человеческого сознания, церковь активно способствует поддержанию цивилизованного правопорядка в современных государствах.

Нормы канонического права

Каноническое право – это система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, каковыми именуются акты церковных властей, имеющие для верующих силу закона. В католицизме канонический характер имеют решения вселенских соборов, труды отцов церкви, папские декреты, церковные обычаи. В средние века в ряде европейских государств одновременно функционировали три системы права – обычное, римское и каноническое. Церковь, обладавшая огромным влиянием на светскую жизнь, регулировала при посредстве канонического права отношения брачно-семейного, имущественного, уголовного и международного характера.

Укреплению позиций института канонического права способствовал Лютеранский собор 1215 г., в постановлениях которого говорилось о праве церкви регулировать политические отношения.

В Новое время, одновременно с укреплением основ абсолютизма, в европейских государствах роль канонического права постепенно сужается и к XX в. оказывается сведена к решению сугубо церковных вопросов. Важной вехой в этом процессе стал подписанный в 1984 г. папой Иоанном-Павлом II новый Канонический кодекс, запретивший священнослужителям заниматься политической деятельностью.

В православной церкви каноническое право опирается на постановления ряда вселенских и поместных соборов, отдельные положения из сочинений отцов церкви. Сюда же входят апостольские правила, содержащие основные принципы деятельности духовенства. Его религиозно-правовые нормы регулируют как внутрицерковные, так и гражданские отношения, которые в исторический период формирования канонического права находились в компетенции церкви.

В царской России нормы канонического права санкционировались не только церковью, но и государством, что позволяло, при необходимости, прибегать к государственному принуждению уголовного характера. После революции сфера компетенции канонического права была сведена до решения сугубо внутрицерковных вопросов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социология – Бачинин В. А. – Нормы канонического права