Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Принципы социального управления СЫМА ЦЯНЯ

Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историка Сыма Цяня (145-86 до н. э.) был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели [27]. Власть в представлении Сыма Цяня – это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен знать природу человека со всеми его свойствами. Зная это, можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую или призвав к действию которую, можно эффективно управлять людьми [27].

Сыма Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения социального управления являются такие свойства человеческой натуры, как прямодушие – чистая и в этой чистоте благая непосредственность (эмоциональная сфера); инстинкт почитания (волевая сфера); действующее в человеке культурное начало – стремление к творчеству (познавательная сфера). История, как ее представил Сыма Цянь, показала, что можно, опираясь на эти свойства человеческой природы, управлять людьми и способствовать общественному развитию, но она же (история) показала также, что каждое из этих свойств несет в себе и “вред”. Поэтому в конечном счете указанные принципы социального управления приводят со временем к общественному кризису: к дикости, т. е. моральной первобытности – в первом случае, к слепому культу власти – во втором, к приверженности внешнему, показному, наукообразному – в третьем. Естественно, история и отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим [27]. Иными словами, доминирование в конкретном обществе той или иной сферы организации социальной жизни (производственной, политической, духовной) с течением исторического времени и по мере реализации всех положительных ресурсов определенной сферы сменялось господством следующей области общественного устройства.

Резюме

1. Теория государства Платона основывается на функционировании в обществе четырех основных ценностей (добродетелей), каждая из которых присуща определенному сословию и которые представляют собой основные сферы организации социальной жизни. Господство в конкретном обществе той или иной ценности-добродетели определяет господство того или иного сословия, а значит, и доминирование той или иной сферы социума. Идеальным государством, по мнению Платона, является такое, где правителями являются производители духовных благ (философы), которые через “политическое” сословие воинов и чиновников управляют производителями материальных благ (крестьянами и ремесленниками). Однако уже Платон указывал на существование объективного закона, согласно которому в обществе периодически сменяются основные ценности, что приводит к смене господствующих сословий и доминирующих социальных сфер, которые, по его мнению, соответствуют сферам психическим.

2. Аристотель различал три наилучшие формы государственного правления – монархию, аристократию и демократию, которые имеют свои наихудшие противоположности – тиранию, олигархию и охлократию. Полибий в основном придерживался указанной классификации форм власти и развил платоновские идеи объективного циклического перехода положительных форм в отрицательные, а также их периодической смены в различные исторические периоды, что отражено в теории круговорота форм правления.

3. Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествлял с искусством справедливости и нравственности. Главное в социальном управлении – это не страх, а доверие народа к своим правителям. Мерило эффективного управления – это справедливость и мир, а его правило – середина и согласие. “Исправление имен” должно теоретически помогать практическому самопознанию для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и позволяющее индивиду не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. Конфуцианство в I в. до н. э. стало в Китае государственным учением, в IX в. н. э. окончательно одержало верх над буддизмом, в XI в. – над даосизмом [49].

4. Сыма Цянь, так же как Платон, отождествлял структуру психического и социального, выделяя в первом соответствующие сферы (эмоциональную, волевую, познавательную), а во втором – отвечающие их природе принципы управления. При этом в обществе, по наблюдениям Сыма Цяня, чередуются доминирующие сферы организации общественной жизни и соответствующие им принципы социального управления, поскольку эти сферы и принципы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Принципы социального управления СЫМА ЦЯНЯ