Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Основные выводы

Основные выводы

1. Социальный цикл – это регулярно повторяющаяся последовательность событий и состояний динамики социальной системы, ее ритмическая организация, обеспечивающая стабильное воспроизводство и изменение той или иной социальной системы. Цикличность противоположна аритмии (хаосу), которая также свойственна социальной динамике. Следовательно, динамика социальных систем основывается на двух противоположностях, которые возникают одна из другой и переходят одна в другую. При этом сложность социальных систем обусловливает существование различных форм циклов их динамики, поэтому при исследовании социальных циклов необходимо различать их общесистемные характеристики, свойственные различным типам систем, и черты, присущие только этим циклам [117].

2. Существуют различные типы циклов. Основными из них являются “маятник”, “круг”, “спираль” и “волна”. Они объединяются в две пары: первая (“маятник” и “круг”) более соответствует выражению ритмичности в стадии функционирования и воспроизводства социальной системы, а вторая (“спираль” и “волна”) – описанию ритмичности развития и изменения социальной системы. Следовательно, можно предположить, что на различных этапах жизни социальной системы преобладают различные типы циклов ее динамики: в период становления системы чаще встречаются циклы маятникового типа, которые, достигая определенного совершенства, приобретают цикличность кругового типа; в зрелом состоянии системы доминируют процессы развития по типу спиралевидных циклов, а по мере затухания социальной динамики ее цикличность приобретает волновой характер [117].

3. Существуют три наиболее перспективные с точки зрения системного подхода основные модели социально-исторического процесса: собственно циклическая, теория социального прогресса и синергетическая модель. При этом все три подхода имеют право на существование и научную перспективу, так как разные социоритмы могут иметь разную природу. Однако наиболее перспективным, на наш взгляд, является системно-циклический подход к пониманию исторического процесса, который, основываясь на принципах философии истории, синергетики, социологии и психологии, объединяет положительные стороны как собственно циклического, так и системно-цивилизационного подходов.

4. Познание законов динамики социальных систем позволяет прогнозировать наступление различных событий и определять продолжительность исторических периодов развития. Однако в силу действия в обществе как социальном целом большого количества различных факторов законы общественного развития приобретают характер тенденций, поэтому любое предвидение имеет ограничения и предполагает определенную степень абстракции. При этом разработка каких-либо системно-циклических моделей должна предусматривать обязательное наличие нескольких альтернативных путей социальных изменений.

5 . Поскольку социальная история представляет собой историю социальных общностей и входящих в них людей, она должна изучаться и с психологической точки зрения, прежде всего в категориях общей и социальной психологии. Наиболее перспективной с этой точки зрения представляется, на наш взгляд, концепция психологических типов К. Юнга.

6. Схема мировой истории в рамках системно-циклического подхода в наиболее общем виде может быть представлена следующим образом. На уровне человечества и его крупных составляющих (население полушарий, основные расы и т. д.) действуют макроциклы длительной временной протяженности, символизирующие либо маятниковые колебания противоположных начал (мужского и женского, например), либо кругообразные и спиралевидные изменения крупных социальных систем. На уровне социальных общностей типа народов, наций, государств и входящих в них социальных институтов действуют исторические мезоциклы политических форм правления, типов культур, способов производства, религиозных форм сознания. Это циклы кругообразного, спиралевидного или волнообразного типа. На уровне социальных общностей меньшего масштаба и социальных организаций действуют исторические микроциклы меньшей временной протяженности, в основном по маятниковому, волнообразному и кругообразному типам.

7. Современная эпоха характеризуется доминированием мужского, экстравертированного начала, преобладанием рационализма Западного полушария и белой расы, “чувственной культуры” западной цивилизации и преимущественным распространением демократических форм правления. Возможными путями дальнейшего развития человечества и, в частности, его западной части могут быть либо продолжающаяся материализация социальной жизни в сторону техницизма и грубосенсорного иррационального восприятия, смена демократических форм правления охлократическими и тираническими, распространение магически-культовых форм “религии париев”, либо в сторону возрождения духовных основ социальной жизни, “просветления” религиозного сознания, противопоставления антропоцентризма техноцентризму, развития аристократических (т. е. лучших) форм социального управления.

На этом этапе общественного развития возможен, вероятно, и третий путь – путь совершенствования самопроизводящей демократической социальной системы, осуществляющей на основе знания закономерностей развития исторического процесса необходимые и своевременные изменения в политической, экономической и духовной сферах общественной жизни. При этом главным, определяющим фактором человеческой деятельности и общественного развития в целом является доминирование в обществе тех или иных базовых ценностей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Основные выводы