Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Основные сословия

Факторы социального развития

Согласно Платону, существует четыре фактора, способствующие развитию государства: два экономических – увеличение численности населения и расширенное воспроизводство и два идеологических – новаторство в искусстве и новшества в системе воспитания.

Определение государства Платоном сводится к тому, что в начале своего существования государство полностью совпадает с обществом; в дальнейшем разложение последнего приводит к возникновению особой противоестественной формы существования, что внешне проявляется в возникновении и поляризации справедливости и несправедливости. В результате своеобразного отрицания эта противоположность устраняется и общество возвращается к исходному состоянию.

Основные сословия

Принцип разделения труда Платон положил в основу построения идеального государства. Разделение труда является причиной разделения общества на три сословия. Платон исходит при этом из существующего неравенства умственных способностей детей.

В идеальном государстве Платона три сословия – философы, стражи и трудящиеся, или три начала – совещательное, защитное и деловое. Отношения сословий складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, что проявляется в служении идее. Все сословия, каждое по-своему, служат идее справедливости: они равны и свободны. Они свободны, потому что внутренне осознали необходимость своего положения; они равны, потому что каждый гражданин занимает именно то положение в обществе, для которого рожден. Права всех граждан естественно ограничены их реальными возможностями, и именно в этом смысле все они равны.

Воспитание и просвещение занимают важное место в системе социальных взглядов Платона. Воспитать человека, считал он, можно до той степени, до которой возможно его просветить. Для каждого класса в зависимости от его природных задатков Платон создает особую систему воспитания и образования.

Платоновская философия истории

В “Государстве” Платона помимо социальной утопии содержится еще и глубокая философия истории. Исследование Платон начинает с рассмотрения возникающего государства. Это начальная точка отсчета, начало человеческой истории. Дальнейшее изучение этого государства приводит Платона к выводу, что оно (первоначальное государство) совершенно. Существенной чертой этого государства является функционирование без развития. Платон отрицает всякий общественный прогресс; по его мнению, любое изменение, любое новшество – не прогресс, а регресс, поскольку прогресс в любой области возможен только при ее несовершенстве.

Совершенное государство может изменяться по двум причинам: первая – субъективная – охватывает четыре фактора (два экономических и два идеологических, которые были уже отмечены); вторая – объективная, или космическая, – уже не подвластна контролю со стороны людей.

Существует, однако, круговорот, по окончании которого сословие правителей не производится. Человечество физически и умственно вырождается. Место правителей занимают сначала стражи, а затем представители низшего сословия. Процесс разложения идеального государства, начавшись, уже не может быть остановлен и достигает своего логического завершения в тирании. Таким образом, тимократия, олигархия, демократия и тирания1 суть последовательные ступени вырождения и извращения первоначального совершенного государства. Вырождение это совершается помимо воли людей (рис. 1.1).

Социальная теория и кадровая политика   Щекин Г. В.   Основные сословия

Рис. 1.1. Историческое развитие, по Платону, описывает полный круг: 1 – совершенное государство; 2 – тимократия; 3 – олигархия; 4 – демократия; 5 – тирания; 6/7 – промежуточные стадии при переходе от демократии и тирании к совершенному государству


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Основные сословия