Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Использование модели управления этносом

Развитие этноса – процесс, во время которого руководство, определив состояние этноса, может изменить стиль социального управления с целью повышения уровня организации членов этноса [39]. Это требует сокращения объема регламентации поведения с одновременным увеличением эмоциональной поддержки действующих категорий. Интенсивно используя этот механизм, руководство может продвинуть возглавляемый им этнос по шкале состояний к более высоким уровням.

Как отмечалось, развитие этноса до более высокого уровня организации происходит поэтапно – через последовательное использование в социальном управлении категорий Изобилия, Добра, Красоты и Истины. Закономерность здесь такова: по мере повышения уровня организации этноса следует применять стиль социального управления, соответствующий смещению влево на рис. 4.8, т. е. по направлению к категории Истины; если же состояние этноса ухудшается, необходимо изменить стиль управления, перемещаясь по кривой по направлению к категории Изобилия, т. е. вправо. В целом процесс развития этноса от низкого уровня до среднего выглядит примерно так, как показано на рис. 4.9, а [39].

Интересный феномен возникает тогда, когда процесс развития этноса достигает высшей точки кривой (рис. 4.9, б) и переходит через середину графика. После прохождения этой точки руководство имеет дело с этносом, организация которого средневысокая и высокая. В этом случае объем регламентации поведения членов этноса также постепенно уменьшается (как и при восходящем движении по кривой), но при этом степень эмоциональной поддержки не возрастает, а снижается, поскольку члены этноса такого уровня развития уже достаточно хорошо представляют себе природу его основных ценностей, целей и задач. Поэтому снижение эмоциональной окрашенности основных категорий, в частности уменьшение в социальном управлении роли этических требований (в значительной степени опирающихся, как известно, на общественное мнение, социальные нормы и санкции), члены этноса расценивают как признание их возросшего уровня, как предоставление им большей свободы, что ведет к осознанию и большей ответственности перед этносом [39].

В практике социального управления необходимо всегда помнить, что развитие больших социальных общностей – процесс долговременный и постепенный. При этом, как бы удачно не был подобран стиль управления, всегда встретятся ситуации, когда результативность не оправдывает ожиданий руководства. Поэтому лидеры этноса, руководители его основных структур должны быть готовы использовать при

Социальная теория и кадровая политика   Щекин Г. В.   Использование модели управления этносом

Рис. 4.9. Графическое изображение процессов развития этноса [39]: а – процесс развития этноса от низкого уровня организации до среднего; б – процесс управления этносом от среднего уровня организации до высокого

Емлемые способы вмешательства во избежание превращения отдельных неудач в необратимый процесс разрушения этноса.

Противодействие регрессу этноса основано на следующем принципе: если состояние этноса ухудшилось и уровень его организации снизился, следует применить стиль управления, соответствующий настоящему состоянию этноса, а не тот, который был эффективен прежде (при более высоком уровне организации). Иными словами, если уровень организации этноса снижается, необходимо изменить стиль управления в соответствии со смещением вправо по кривой, т. е. по направлению к категории Изобилия. Так, если в конкретном этносе ослабевает категория Истины (люди утрачивают веру в сформированные идеалы), то его руководству необходимо использовать категорию Красоты, т. е. попытаться вызвать у членов этноса гамму положительных эмоций, высоких чувств, связав это с главными целями этноса, выраженными в художественных и других эмоционально окрашенных формах (поэзия, проза, живопись, скульптура, театр, кино, архитектура, средства массовой информации, различные празднества, зрелищные мероприятия и т. д.). Если после этого состояние этноса не улучшается и спад продолжается, то следует воспользоваться категорией Добра, т. е. воздействовать на членов этноса с помощью воспитательных мер, моральных принципов, положительных примеров, этических требований, социальных санкций и норм. Если и этот стиль не достигает цели преодоления социального регресса, нужно прибегнуть к категории Изобилия (Справедливости). При этом стили социального управления должны предусматривать дифференцированный подход к различным социальным группам, имеющим разные уровни организации [39].

Резюме

1. Социальное управление невозможно осуществлять без учета национальных, половых, возрастных, социальных и профессиональных особенностей объекта управления, что в совокупности составляет определенную культуру этого объекта. Культура состоит из многих элементов, условно подразделяемых на четыре основные группы – символы, герои, ритуалы и ценности. Различия между национальными культурами касаются прежде всего основных ценностей, которым соответствуют определенные символы, герои и ритуалы.

2. Не может быть единой модели социального управления, приемлемой для всех стран и для всех исторических периодов социального развития. Разработка и внедрение той или иной модели всегда требуют индивидуального подхода, предусматривающего изучение организационной культуры социальной системы. Среди основных факторов, существенно влияющих на организационную культуру, различают идеальные цели, господствующие ценности, ролевые модели, стандарты и правила конкретной социальной системы.

3. В каждом этносе существуют определенные категории Истины, Красоты, Добра и Справедливости, являющиеся базовыми ценностями. Эти категории формируются из конкретных целей и задач, стоящих перед этносом. Базовые ценности имеют для каждого этноса первостепенное значение, поскольку он не может быть разрушен до тех пор, пока действуют его ценности.

4. На эффективность управления этносом влияет множество факторов: уровень организации населения, состав руководства и всей иерархии власти, внешнее противодействие и внутренняя среда, источники и условия существования, исторический период и его особенности; это необходимо учитывать при разработке конкретной управленческой стратегии. Наиболее общая модель управления этносом основывается на дифференцированном использовании базовых ценностей в целях повышения организации этноса для решения стоящих перед ним задач. При этом стиль социального управления изменяется соответствующим образом вместе с ситуацией социального развития.

5. Организационная культура (включая политическую, административно-государственную и управленческую деятельность в целом) должна проектироваться и внедряться на основе соответствующей модели социального управления и определенных управленческих принципов, основными из которых являются ясность представлений членов социальной общности о ее назначении, целях и задачах; осознание членами этой общности своей принадлежности к ней, своих прав и обязанностей; четкое определение доминирующих в общности ценностей и формирование на этой основе системы символов, героев и ритуалов; изучение и учет в социальном управлении исторических, культурных, этнических и психологических особенностей социальных систем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Использование модели управления этносом