Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Духовная аристократия и духовный плебс

Духовная аристократия и духовный плебс

Х. Ортега-и-Гассет разделил человечество на два основных типа по принципу: духовная аристократия – духовный плебс. Выведенное им определение – духовность – не имело ничего общего ни с классовостью, ни с сословностью. Подлинными аристократами он считал носителей духовных ценностей нации и общества в целом.

Человек аристократический, или благородный, по Платону, – тот, у которого преобладают высокие начала души – “золотое” и “серебряное” (т. е. Разум и Мужество) и кто всегда “держит под контролем” третье – низкое, вожделяющее (“медно-железное”); при этом разумное начало всегда стоит выше мужественного, “серебряного” (или яростного). На этом тройственном делении и строится платоновская социальная утопия идеального государства, где каждому классу – правителям (философам), воинам-стражам и работникам хозяйства – соответствует определенное начало души. Х. Ортега-и-Гассет на основании этого открыл своеобразный социальный закон: определенные нравственные свойства души не связаны безогово-

Социальная теория и кадровая политика   Щекин Г. В.   Духовная аристократия и духовный плебс

Рис. 1.2. Схема социальной философии Платона

Рочно с определенным сословием, в котором человек появился на свет. “Золотое” или “серебряное” дитя может родиться у родителей-ремесленников или земледельцев. И наоборот. Таким образом, аристократизм духа внесословен [43; 83].

Восстание масс

Исходным моментом в изучении X. Ортегой-и-Гассетом глобальной социальной проблемы духовной аристократичности стал повсеместный для Европы исторический факт – активизация усредненного человека толпы, или, по меткому выражению испанского философа, восстание масс. Основные признаки и последствия этого – скученность как доминанта во всех проявлениях общественной жизни, триумф гипердемократии (масса захватывает авансцену социальной жизни), потеря индивидуальности; игнорирование основных принципов разума, отсутствие начал гражданской законности, отрицание общепризнанных норм культуры, господство “массовой культуры”, распространение насилия как следствие повсеместной безнравственности.

На фоне этого явления – восстания масс – X. Ортега-и-Гассет развил собственную идею общественного идеала – аристократичность духа.

Аристократичность духа

Аристократ, по определению X. Ортеги-и-Гассе-та, – человек, предъявляющий высокие требования к себе в отличие от человека массы – человека-пользователя, человека-потребителя, человека-обывателя. Жизнь благородная состоит в служении не по принуждению, а в силу внутренней потребности. Самодисциплина является внутренним стержнем, на котором крепится аристократическая духовная стойкость. Человек элиты – это человек энергии.

Лучшие представители человечества, считает X. Ортега-и-Гассет, несут и утверждают лучшие идеи. Это и есть ортегианское учение об аристократизме человеческого общества. Лучшие представители общества – это его хребет, остов нации. Нация – это, согласно X. Ортеге-и-Гассету, “человеческая маска, организованная и структурированная меньшинством избранных индивидов” [83]. Разложение аристократии равнозначно распаду общества. При этом аристофобия – опасный синдром, угрожающий здоровью всей нации.

Типология лучших

Общество нуждается в различных типах лучших людей. Для достижения такой цели внутри аристократического ядра происходит “распределение обязанностей”. В результате получаются следующие социальные роли: герой; интеллектуал (философ, деятель культуры и науки); политик. Герой – двигатель истории, человек, не мирящийся с действительностью, твердо решивший изменить ее к лучшему, средоточие волевых порывов, аккумулятор энергии многих. Это “серебряное” призвание [43].

С “золотым” предназначением несколько сложнее. Его носитель, во-первых, интеллектуал (интеллигент, деятель культуры), миссия которого заключается прежде всего в аргументированной критике, и, во-вторых, философ как таковой.

Применяя платоновскую терминологию, можно сделать следующий вывод: разумное (“золотое”) начало и яростный (“серебряный”) дух постоянно балансируют, поддерживая взаимное равновесие. Существует определенная попеременность в присутствии в одной и той же душе (и соответственно в обществе) то “золотого”, то “серебряного” начала. Повышенное внимание к герою в определенную эпоху отодвигает на задний план интеллектуала, и наоборот.

Совпадение профессии и призвания

Это идеальное сочетание “золотого” и “серебряного” начал: возникает фигура героя-интеллектуала, который должен самоопределиться. Миссия – призвание – обязанность – так расшифровывается цепочка: избранность – аристократичность – привилегированность [43].


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Социальная теория и кадровая политика – Щекин Г. В. – Духовная аристократия и духовный плебс