Культурология – Берестовская Д. С. – ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА

Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, к преобладанию с V века “варварских”

Культурология – Берестовская Д. С. – Романское искусство

Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, к преобладанию с V века “варварских”

Культурология – Берестовская Д. С. – Готическое искусство

Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, к преобладанию с V века “варварских”

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение – величайший но своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин “Возрождение” впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1500), где он определил развитие искусства

Культурология – Берестовская Д. С. – ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Возрождение – величайший но своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин “Возрождение” впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1500), где он определил развитие искусства

Культурология – Берестовская Д. С. – Предвозрождение

Возрождение – величайший но своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин “Возрождение” впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1500), где он определил развитие искусства

Культурология – Берестовская Д. С. – Раннее возрождение

В конце XIV века власть во Флоренции сосредоточилась в руках банкирского дома Медичи. В 1434 году Козимо Медичи стал негласным правителем Флоренции. Он стремится обрести статус покровителя искусств и наук. В этот период во

Культурология – Берестовская Д. С. – Высокое возрождение

В конце XV – середине XVI века наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция. В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д’Анджело Браманте (1444-1514), придавший своим сооружениям величаво-монументальный облик.

Культурология – Берестовская Д. С. – Позднее возрождение

В конце XV – середине XVI века наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция. В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д’Анджело Браманте (1444-1514), придавший своим сооружениям величаво-монументальный облик.

Культурология – Берестовская Д. С. – СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Этим термином принято обозначать культуру XV-XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Искусство этих стран развивалось как прямое продолжение готики, как ее эволюция в направлении светского искусства. Общность же

Культурология – Берестовская Д. С. – Нидерланды

Этим термином принято обозначать культуру XV-XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Искусство этих стран развивалось как прямое продолжение готики, как ее эволюция в направлении светского искусства. Общность же

Культурология – Берестовская Д. С. – Германия

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другое). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт

Культурология – Берестовская Д. С. – Франция

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другое). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт

Культурология – Берестовская Д. С. – Испания

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другое). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт

Культурология – Берестовская Д. С. – Англия

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другое). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XVII – XVIII веков

Гуманисты Возрождения поставили перед человечеством задачу подчинения всех сил природы и преобразования норм общественной жизни. XVII век сосредоточил внимание умов на первой задаче. XVIII век направил все лучшие интеллектуальные силы на решение социальных проблем.

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX ВЕКА

XIX век явился эпохой блистательного развития мировой культуры. Достижения различных наук находят обобщение н философских системах (Фихте, Шеллинг), возникших в русле немецкой классической философии, вершиной которой стало учение Гегеля. Во второй половине XIX века

Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США XX века

Конец XIX-XX век является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации. Все это определило

Культурология – Берестовская Д. С. – Часть II. УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Украинская художественная культура развивалась в европейском культурном пространстве на протяжении многих веков в сложных исторических условиях. Создавая свои культурные ценности, украинский народ достиг значительных успехов, в то же время он творчески воспринимал культурное влияние

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (X-XII века)

Украинская художественная культура развивалась в европейском культурном пространстве на протяжении многих веков в сложных исторических условиях. Создавая свои культурные ценности, украинский народ достиг значительных успехов, в то же время он творчески воспринимал культурное влияние

Культурология – Берестовская Д. С. – ЛИТЕРАТУРА XI-XII веков

Первоначально художественная литература еще не выделялась в особый вид искусства: она включалась в письменность, что сказалось и на жанрах древней литературы Киевской Руси. Письменность создавалась, главным образом, в центре государства – в Киеве, а

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

Нашествие орд Батыя тяжело отразилось на культуре Киевской Руси. Наибольшему опустошению подверглись Переяславщина и Киевщина. Тяжкое золотоордынское иго, господство литовских, польских феодалов тормозили процесс дальнейшего развития художественной культуры. Но, несмотря на это, шло формирование

Культурология – Берестовская Д. С. – ТЕАТР

Зачатки украинского театра – в обрядах (свадьбы, похороны, праздник Ивана Купалы и т. п.), в народных играх (хороводы, веснянка и т. д.). Постепенно игры превращаются в бытовые драматические сценки. Конкретный сюжет, реквизит имели такие

Культурология – Берестовская Д. С. – АРХИТЕКТУРА KOHЦA XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

Зачатки украинского театра – в обрядах (свадьбы, похороны, праздник Ивана Купалы и т. п.), в народных играх (хороводы, веснянка и т. д.). Постепенно игры превращаются в бытовые драматические сценки. Конкретный сюжет, реквизит имели такие

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVI века в Украине активизировалась национально-освободительная борьба против владычества польских феодалов (в результате Люблинской унии 1509 года в Украине и Белоруссии установилось господство Речи Посполитой; в 1696 году Брестский собор провозгласил

Культурология – Берестовская Д. С. – УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века

В 1654 году Украина, кроме Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, вошла в состав Российского государства. Часть украинских земель продолжала оставаться под властью Польши. Подо – лия некоторое время (1672- 1699 гг.) была под властью

Культурология – Берестовская Д. С. – ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

В 1654 году Украина, кроме Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, вошла в состав Российского государства. Часть украинских земель продолжала оставаться под властью Польши. Подо – лия некоторое время (1672- 1699 гг.) была под властью

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Этот период в развитии Украины явился переходным от древней художественной культуры к новой. Во второй половине XVIII века (время правления Екатерины II) Левобережная Украина с Киевом и прилегающими к нему землями была полностью лишена

Культурология – Берестовская Д. С. – ЖИВОПИСЬ

Крупными центрами скульптурного творчества па Украине в XVIII веке стали Киев, Чернигов, Нежин, Каменец-Подольский. Развитие скульптуры на Левобережной Украине и в Киеве связано с деятельностью таких мастеров, как И. А. Разин и С. И.

Культурология – Берестовская Д. С. – ГРАФИКА, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Крупными центрами скульптурного творчества па Украине в XVIII веке стали Киев, Чернигов, Нежин, Каменец-Подольский. Развитие скульптуры на Левобережной Украине и в Киеве связано с деятельностью таких мастеров, как И. А. Разин и С. И.

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века

Украинская художественная культура первой половины XIX века, наследуя лучшие традиции предшествующих этапов ее развития, формируется как яркое художественное воплощение национального самосознания народа, как проявление национальных черт в литературе, театре, музыке, архитектуре, изобразительном искусстве. Именно

Культурология – Берестовская Д. С. – ТЕАТР И МУЗЫКА

В первой половине XIX века на Украине театральное дело получает свое развитие в крепостных театрах, существовавших в богатых помещичьих усадьбах. Известность приобрел крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились даже классические оперные

Культурология – Берестовская Д. С. – АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В первой половине XIX века на Украине театральное дело получает свое развитие в крепостных театрах, существовавших в богатых помещичьих усадьбах. Известность приобрел крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились даже классические оперные

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века

Эпоха формирования капитализма вызвала к жизни потребность в развитии образования, создании разночинной интеллигенции, что, в свою очередь, способствовало развитию демократического направления в культуре украинского народа. В ходе формирования украинской нации во всех сферах ее

Культурология – Берестовская Д. С. – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Вторая половина XIX века – важнейший период в развитии украинской музыки. В это время широко распространяется музыкальное образование, создаются музыкальные школы, оживляется концертная жизнь. В этот период появляются композиторы-профессионалы: С. С. Гулак-Артемовский, П. П.

Культурология – Берестовская Д. С. – СКУЛЬПТУРА

В области станковой графики работали почти все украинские художники: И. И. Соколов, К. А. Трутовский, Д. И. Бесперечный, Н. И. Мурашко, П. Д. Мартынович и другие. Особенно много графических рисунков оставил К. А. Трутовский,

Культурология – Берестовская Д. С. – АРХИТЕКТУРА

В области станковой графики работали почти все украинские художники: И. И. Соколов, К. А. Трутовский, Д. И. Бесперечный, Н. И. Мурашко, П. Д. Мартынович и другие. Особенно много графических рисунков оставил К. А. Трутовский,

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

Сложность общественно-политической жизни, социальные катаклизмы отразились на украинской художественной культуре, на развитии искусства: они привели к столкновению различные художественно-эстетические течения, обострили борьбу между различными направлениями и тенденциями. ЛИТЕРАТУРА В литературе, как и в других

Культурология – Берестовская Д. С. – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЖИВОПИСЬ

В начале XX века в живописи продолжают развиваться тенденции, намеченные во второй половине XIX века. Плодотворно воплощается реалистическое направление в различных жанрах: пейзажном, бытовом, историческом, портретном. Продолжают плодотворно работать С. И. Васильковский, С. И.

Культурология – Берестовская Д. С. – ГРАФИКА

В начале XX века развивается станковая графика. Значительная роль в этом процессе принадлежит Е. Л. Кульчицкой – зачинателю и пропагандисту эстампной гравюры на Западной Украине. К ее работам относятся и пейзаж (“Березка”, “Снежная зима”),

Культурология – Берестовская Д. С. – СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА

В начале XX века развивается станковая графика. Значительная роль в этом процессе принадлежит Е. Л. Кульчицкой – зачинателю и пропагандисту эстампной гравюры на Западной Украине. К ее работам относятся и пейзаж (“Березка”, “Снежная зима”),

Культурология – Берестовская Д. С. – ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР

В начале XX века осуществляются поиски новых путей развития украинской драматургии. В этом плане характерны сатирические комедии И. К. Карпенко-Карого “Суета” и “Житейское море”, поднимающие сложные морально-этические проблемы из жизни украинской интеллигенции. Эти две

Культурология – Берестовская Д. С. – МУЗЫКА

В начале XX века осуществляются поиски новых путей развития украинской драматургии. В этом плане характерны сатирические комедии И. К. Карпенко-Карого “Суета” и “Житейское море”, поднимающие сложные морально-этические проблемы из жизни украинской интеллигенции. Эти две

Культурология – Берестовская Д. С. – Часть III. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII – XIV ВЕКОВ В XII веке Русь представляла собой множество феодальных княжеств. Наряду с Киевом возвышались новые города, появлялись новые центры культуры. Первенство среди обособившихся земель принадлежало северному Влади –

Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII – XIV ВЕКОВ

КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII – XIV ВЕКОВ В XII веке Русь представляла собой множество феодальных княжеств. Наряду с Киевом возвышались новые города, появлялись новые центры культуры. Первенство среди обособившихся земель принадлежало северному Влади –

Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА НОВГОРОДА

Новгород своим могуществом выделялся из городов северо-запада. “Господин великий Новгород” – называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом и Востоком. Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным

Культурология – Берестовская Д. С. – КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV – XVI ВЕКОВ

С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно

Культурология – Берестовская Д. С. – РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века

К началу XVII века завершается фактическое слияние уделов Древней Руси. Достигнув в XVI веке экономического расцвета и крупных внешнеполитических успехов, в начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и

Культурология – Берестовская Д. С. – РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века

На рубеже XVII – XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые

Культурология – Берестовская Д. С. – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века

XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела всеобщую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную