Культурология – Берестовская Д. С. – Римская империя

Римская художественная культура периода империи (конец I в. до н. э. – 476 г. и. э.) достигла своего расцвета. В эту эпоху были созданы великие произведения науки и искусства, с которыми связаны имена историка Тита Ливия, архитектора Витрувия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация и других. Период правления императора Августа (27 г. до и. э. – 14 г н. э.) характеризуется как “золотой век” римской культуры. Художники ориентировались на великих мастеров Греции, внеся в естественность греческой классики рассудочность и сдержанность.

Рим в этот период приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Возводились храмы, мосты, акведуки, сооружались форумы, площади и т. д. Архитектура Римской империи отличалась чертами величия, великолепия и роскоши; она стала парадной и помпезной. Это характерно и для форумов – парадных общественных центров, возводившихся в городах Римской империи. Рядом с древним республиканским форумом были воздвигнуты форумы императоров (форум Траяна и другие). У входа на Римский форум была сооружена мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.) в честь победы римлян в Иудейской войне. Арка служила основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Большое место в жизни римлян занимали зрелища; строились театры и амфитеатры.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – амфитеатр Флавиев, получивший название Колизея. Он вмещал 50 тысяч зрителей. Вокруг арены, имевшей эллиптическую форму, располагались трибуны с рядами зрительских мест, идущие друг за другом со значительным повышением. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) были разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Форма арены в виде эллипса наиболее полно отвечала требованиям проведения гладиаторских боев. Внешний вид Колизея исполнен суровой энергии. Это ощущение создается и огромными масштабами здания, и обобщением основных форм, торжественной ритмической мощью.

Грандиозностью замысла отличается Пантеон (около 118- 125 гг. и. э.) – “Храм всех богов”. Он представляет собой круглое здание с большим залом, перекрытым бетонным куполом со световым отверстием наверху (так называемый “Глаз Пантеона”). Это самый большой в архитектуре древнего мира купол (диаметр 43,5 м). Известен архитектор Пантеона – Аполлодор Дамасский, создавший идеальный по гармоничности пропорций храм. Поражают убранство храма и его внешняя отделка.

Аполлодор Дамасский явился создателем знаменитого Форума Траяна – одного из выдающихся архитектурных ансамблей Древнего Рима. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом – Триумфальной аркой. В центре площади возвышалась статуя Траяна из бронзы, покрытая позолотой. Композицию завершал двор и храм Траяна.

Отличительной особенностью римской архитектуры уже в I веке и. э. было сооружение гигантских терм – общественных бань, рассчитанных на 2-3 тысячи человек и поражающих роскошью отделки из мрамора и мозаики. В их создании проявилось тяготение к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III – I половины IV веков.

В этот период формируются черты, символизирующие упадок империи, предвещающие романский стиль архитектуры западноевропейского средневековья.

Завершающим памятником этого времени была базилика*218 Максенция – Константина на Римском форуме (306-312 гг.). Это грандиозное сводчатое здание (площадь – 6 тыс. кв. м.), прямоугольное в основании, с открытым портиком на столбах с восточной стороны. После признания в 313 году христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых, в основном, заимствовались из античных базилик.

*218: {Базилика (греч. basilike – царский дом). В древнеримских базиликах размещались органы административного и судебного управления.}

В эпоху империи получила дальнейшее развитие скульптура, ведущее место в которой по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства. Это явление связано с периодом правления Августа и получило название “августовского классицизма”. В портретах этого направления отразился идеал строгой классической красоты, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Этот идеал нашел воплощение в парадных портретах в рост, исполненных сдержанности и величия. Такова мраморная статуя Августа из Прима Порта (начало I в. п. э.); она изображает императора в роли полководца в панцире, с жезлом в руке. Август представлен в виде атлетически сложенного героя, его поза спокойна и значительна.

В эпоху правления династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев меняется стиль скульптурного портрета в сторону большей помпезности. Устанавливается обычай обожествления личности правителя, что отражается в идеализации портрета. Но реализм в изображении лица сохраняется. Постепенно (II в. н. э.) в портрете углубляется внимание к внутреннему миру человека, появляются черты одухотворенности, утонченности, гуманности.

Значительна монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия (около 170 г. н. э.), вновь установленная в XVI веке по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Она впечатляет великолепием пластических форм. Марк Аврелий, проведший жизнь в военных походах, изображен в тоге-одежде римлянина, без императорских отличий и являет собой воплощение гражданского идеала и гуманности.

Третий век – эпоха расцвета римского портрета, освобождающегося от традиционных идеалов и обнажающего самую сущность портретируемого. Так, портрет императора Каракаллы отличает психологическое проникновение в его сложный внутренний мир, исполненный драматического напряжения.

Поздний период развития портрета отмечен силой выражения характера, огрублением облика, повышенной духовной экспрессией. Ярким воплощением образа “варварского” Рима эпохи “солдатских императоров” стал портрет Филиппа Аравитянина – сына разбойника, ставшего императором. В его асимметричном лице, грозном взгляде – выражение храбрости, твердого характера, но и настороженности, подозрительности.

Образ человека в портрете утрачивает гармонию физического и духовного начал, характерную для античного мира. Формируются черты средневекового искусства.

В этот период портрет получает развитие и в живописи. О характере живописных образов (их сохранилось немного) дают представление фаюмские портреты I-III веков н. э., названные по месту нахождения в некрополе оазиса Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египте.

Фаюмские портреты испытали воздействие эллинистически – римского искусства, они сохраняли и культовое назначение, что говорило о традиции древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Осириса. Портреты отличают естественный поворот головы, живописная лепка объема, яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Точно воспроизводятся этнические черты народов, населявших тогда Египет. Таковы “Портрет молодой женщины”, “Портрет молодого человека с бородкой, в золотом венке”, “Портрет пожилого римлянина” и другие (I – II вв. н. э.), разнообразные по рисунку, живописному мастерству.

В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную, опустел разграбленный варварами Рим (IV – V вв. н. э.). Но изобразительное искусство Древнего Рима, его гуманистические традиции продолжали жить, вдохновляя мастеров последующих эпох.

“Золотым веком” римской литературы называют период ее развития в эпоху становления империи и принципата (между смертью Цезаря – 44 г. до и. э. и смертью Августа – 14 г. н. э.).

Самыми выдающимися поэтами, входившими в литературный кружок во главе с ближайшим сподвижником Августа Меценатом, были Вергилий и Гораций.

Публий Вергилий Марон (70-19) создал три крупных произведения: “Буколики” (“Пастушеские стихотворения”), дидактическую поэму “Георгики” (“О земледелии”) и эпическую поэму “Энеида” – самое значительное свое произведение.

Стремясь создать общенациональный эпос, Вергилий обратился к поэмам Гомера, располагая материал по гомеровской схеме (I часть – бегство Энея из гибнущей Трои и его приключения до прибытия в Лациум; II часть – подготовка к сражениям, бои Энея и его союзников с противником, подвиги Энея и его победа над Турном). I часть перекликается с “Одиссеей”, а II – с “Илиадой”.

Героическая поэма “Энеида”, прославлявшая историческую миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир, явилась образцом для национальных эпопей новоевропейской поэзии: Т. Тассо, Л. Камоэнса, Ф. Вольтера, М. М. Хераскова и других.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) писал “Эподы”, “Сатиры”, “Оды” и “Послания”. “Эподы” – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером, в которых раскрываются современные для поэта темы. В них звучат мотивы разоблачения отдельных моментов действительности. С особой силой осуждаются гражданские войны, расшатывающие былое могущество Рима.

“Сатиры” Горация представляют собой произведения на морально-философскую тематику. Высказывая свои принципы, Гораций критикует человеческие пороки и недостатки, проповедует “философию умеренности”. Сатира Горация лишена резкости и обличительной силы, она имеет характер проповеди добродетели и мудрости.

“Оды” – наиболее известные произведения Горация. Это сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг. Философские мотивы “Од” Горация связаны с прославлением наслаждения радостями жизни: любовью, благами и красотами природы, радостями сегодняшнего дня (“лови день”, “пользуйся настоящим, не думая о будущем”). Все это сочетается с проповедью “довольства малым” и умения держаться “золотой середины” (ода “К Лицинию”).

Теме дружбы посвящено стихотворение “К Помпею Вару”, переведенное Пушкиным. Многие оды Горация посвящены прославлению Октавиана Августа, его политической деятельности. Но наиболее известным, оказавшим влияние на мировую поэзию, явился знаменитый “Памятник”, тема которого – бессмертие поэта и его труда – нашла воплощение в творчестве Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и других.

Наряду с официальным направлением в римской поэзии развивается оппозиционное, культивировавшее жанр римской любовной элегии. Наиболее ярким представителем этого направления явился Публий Овидий Назон (43 г. до и. э. – 18 г. и. э.). Любовная тематика в шутливом плане раскрыта в его дидактической поэме “Наука любви”. Позже к ней дописано шутливое стихотворение “Лекарство от любви”.

Наиболее значительными произведениями явились поэмы “Метаморфозы” (“Превращения”) и “Фасты” (“Календарь”). В “Метаморфозах” Овидий обращается к богатому мифологическому материалу (пересказано около 250 различных мифов), оформленному композиционно в стройное произведение. Начинается поэма с мифа о сотворении мира, а заканчивается превращением Юлия Цезаря после его смерти в звезду. Наряду с богами и героями в поэме действуют простые люди. Таковы старики Филемон и Бавкида – благочестивая супружеская чета из Фригии, вознагражденная Зевсом за доброту и гостеприимство долголетием. Таковы и юные влюбленные Пирам и Фисба, погибшие из-за невозможности жить и любить друг друга; их кровью окрасились плоды тутового дерева, с той поры сохраняющие красный цвет. В “Метаморфозах” Овидия находим мифы о самовлюбленном Нарциссе, превращенном в цветок, о скульпторе Пигмалионе, который изваял из слоновой кости статую, и полюбил ее, а боги ее оживили.

Все эти мифы о превращениях имеют у Овидия свое философское обоснование: поэт опирается на теорию Лукреция (“изменяется все, но не погибнет ничто”) и на учение Пифагора о переселении душ.

Одним из известнейших римских поэтов был Децим Юний Ювенал (около 60-140) – писатель-сатирик, имя которого вошло в историю мировой культуры. Им написаны 16 сатир, где резко критикуются пороки высшего римского общества, политическое и социальное неравенство, жестокость императоров, льстивое угодничество приближенных. Он возмущается мифологическими темами в искусстве, требует, чтобы предметом поэзии была жизнь людей, их поступки, их заботы. Ювенал – создатель подлинно обличительной сатиры.

Выдающим историком и писателем Рима был Публий Корнелий Тацит (55 – около 120). Его литературное творчество представлено различными по жанру произведениями: “Диалог об ораторах”, “Жизнеописание Юлия Агриколы”, “Германия” (“О происхождении, положении, нравах и народах Германии”) и двумя крупными историческими сочинениями – “Истории” и “Анналы” (“Летопись”), в которых автор с замечательной художественной силой и глубиной аналитического проникновения в конфликты действительности описывает кровавую борьбу за власть, правление римских императоров (Тиберия, Нерона и др.), их взаимоотношения с сенатом, обществом и т. п. Резко критикуя деспотизм императоров, утверждая “доблести”, культивировавшиеся в республиканском Риме, Тацит в то же время признавал историческую неизбежность римского принципата.

Из поздних римских писателей следует отметить Апулея. О и автор романа “Метаморфозы”, получившего впоследствии название “Золотой осел”. Сюжет романа основам на превращении героя романа Лукия в осла, который, попадая в руки разных владельцев, становится свидетелем грязных людских дел. Апулей обнажает произвол богачей и высших чиновников, показывает бесправное положение мелких землевладельцев в римской провинции.

Роман интересен и вставными эпизодами, имеющими фольклорную основу. Такова известная сказка об Амуре и Психее, символизирующая странствия человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Роман имеет значительную культурно-историческую и художественную ценность, содержит правдивые и яркие зарисовки жизни провинции, описания религиозных культов, наблюдения над театральным искусством. Языковые, стилистические и композиционные особенности произведения придают роману художественное своеобразие и обусловливают его место в истории культуры.

Историческое значение античной культуры состоит в основополагающем влиянии, которое она оказала на развитие культуры других европейских народов. Писатели и художники эпох Возрождения и классицизма использовали античные темы и образы, своим произведениям стремились придать сходство с античными, в которых видели эталон прекрасного. К светлому источнику античного искусства обращались и художники последующих эпох. В “Евгении Онегине” А. С. Пушкина мы встречаемся с многими славными античными именами: Гомером, Феокритом, Вергилием, Ювеналом, Овидием и другими. Все они воспитали не только героя пушкинского романа, по оказали влияние па самого великого русского поэта. Вся европейская поэзия формировалась под влиянием античной традиции; поэтические размеры и ныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство античности – это фундамент, на котором было выстроено здание европейской художественной культуры.

Дух человечности и свободолюбия, вечные, общечеловеческие этические и эстетические принципы античной культуры и сегодня не застывшие в неподвижности слепки, а полные жизненной силы идеи и образы, способные активно участвовать в культурном процессе нашей эпохи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Римская империя