Культурология – Берестовская Д. С. – Человек как производитель культуры

Человек – творец культуры. Культура и творчество – понятия неотделимые.

Творчество – это деятельность, нечто качественно повое, неповторимое, отличающееся оригинальностью и уникальностью. Творческая деятельность специфична для человека; она направлена на познание и преобразование действительности, на развитие культуры.

Человек как “производитель” культуры творчески порождает новые культурные формы. Акт творчества может состояться в определенных социальных условиях. Научное и художественное творчество обусловлено не только талантом и гением его создателей, но и культурной обстановкой того или иного периода развития общества. И в этом плане можно проследить интересные процессы. Для плодотворного творчества необходима свобода мнений, творческих дискуссий, возможность получения информации и т. п. Но и отсутствие этих условий нередко порождает высокий уровень рефлексии, что ведет к появлению великих произведений научного и художественного творчества.

Н. И. Кибальчич*200 на стене тюремной камеры перед безвременной трагической гибелью начертал контуры реактивного аппарата.

*200: {Кибальчич Н. И. (1854 – 1881) – деятель народнического движения.}

Т. Г. Шевченко, ссыльный солдат, лишенный права писать и рисовать, создал в это страшное десятилетие замечательные поэтические и графические произведения. Н. Г. Чернышевский написал роман “Что делать?” в Петропавловской крепости. В условиях жесточайших гонений А. И. Солженицын создал поражающие обнаженной правдой художественные и документальные произведения: “Архипелаг Гулаг”, “Красное колесо”, “В круге первом” и др. Примеров можно привести бесконечное множество.

Именно с творческой способностью человека связан культурогенез, представляющий собой порождение новых культурных форм и их внедрение в существующие культурные системы, создание новых культурных систем. Так происходит постоянное самообновление культуры. Существенную роль в процессе культурогенеза играет творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах деятельности человека.

Феномен творчества исследуется как в философском плане (собственно природа творчества, его сущностная характеристика), так и в психологическом (анализ механизма творческого процесса). В многочисленных трудах рассматриваются стимуляторы творчества, различные факторы, обусловливающие творческую деятельность человека. Но сам феномен творческого прозрения, эвристического озарения, поэтического вдохновения остается загадкой.

Отмечаются различные мотивации творчества:

– социальный заказ, основанный не только на внешних предпосылках, но и на “внутреннем социальном конфликте”*201, стимулирующем выработку новых социальных теорий, новых способов социального устройства и взаимодействия между людьми;

*201: {Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М., 2000. – С. 268.}

– интуитивное прозрение специалиста (ученого, художника и т. п.), увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития научной теории, технической задачи, художественного образа и т. п.

Как происходит это прозрение? Современный культуролог А. Я. Флиер делает вывод: “за этим стоит… перманентная неудовлетворенность личности той схемой упорядочения представлений о бытии, которое доминирует в обществе, одной из форм преодоления которой становится формирование собственной Сне согласованной с социумом) альтернативной модели подобной упорядоченности, построенной на иных основаниях и опредмечиваемой в конкретном произведении (художественном, интеллектуальном, техническом)”*202.

*202: {Там же. – С. 269.}

Стимулятором творческого вдохновения могут быть профессиональные, личностные амбиции, различные комплексы и другое. Несомненно одно: творчество является высоко эмоциональным актом, аккумулирующим и дающим “разрядку” человеческим эмоциям.

В историю вошел эпизод, связанный с творчеством Архимеда: при открытии им основного закона гидростатики, названного впоследствии его именем, он воскликнул: “Эврика!” – выражая радость и счастье исследователя, удовлетворенного своим открытием. Известно, что А. С. Пушкин, закончив в Михайловском, где он был заключен в “северной” ссылке, трагедию “Борис Годунов”, воскликнул с ликованием: “Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!”. В этом восклицании – не только гордость и удовлетворение создателя первой русской реалистической трагедии, но и непередаваемое на языке логики чувство победы: его сослали, изолировали от мира, но он это превозмог, в акте творения сумел подняться на недосягаемую высоту, создав бессмертное произведение.

В стихотворении “Элегия”, размышляя о своей жизни, Пушкин писал о том счастье, что давало ему творчество: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь…

Такова особенность художественного творчества: его способность быть источником глубоких и ярких переживаний.

Человек как транслятор культуры

Культура, в отличие от биологической природы человека, не передается генетически. Социокультурная информация, знания, умения, поведенческие модели, интеллектуальные стереотипы, ценностные установки и другое не наследуются биологически, а передаются из поколения в поколение и усваиваются в процессе обучения и жизненной практики, т. е. происходит “трансляция” культуры, и осуществляет ее человек.

Что же является предметом “трансляции”? Прежде всего транслируется социальный опыт данного общества: знания, представления о мире, верования, методы добывания новых знаний, материальная инфраструктура и технологии ее развития, традиции и взаимоотношения между ними, методы воспитания и обучения детей, система оценочно-интерпретативных суждений и т. п. И при всей разветвленности системы СМИ, насыщенности общества теле-, видео-, аудио-, интернет – и иной продукцией основная роль в процессе “трансляции” культуры принадлежит человеку, и направлен этот процесс на отдельную личность, на формирование каждого носителя культуры.

Одно из наиболее значимых средств трансляции культуры – образование.

Функции образования как социокультурного института

Культурология   Берестовская Д. С.   Человек как производитель культуры

Основные социокультурные функции образования связаны с процессом социализации и инкультурации личности посредством трансляции социального опыта человечества, норм и правил социальной и культурной адекватности обществу, обучения специализированным знаниям, умениям и навыкам в рамках осваиваемой личностью социально-функциональной роли (специальности) в обществе. Именно процессы инкультурации личности ведут к социальному воспроизводству общества как культурной системной целостности, а процессы социализации направлены на подготовку человека к осуществлению необходимых видов деятельности, познания, технологий и т. д.

Образование традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное). Основные задачи, решаемые общим образованием:

– просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих научных знаний о природе, человеке, обществе;

– формирование взглядов на мир, сущность природы, человека и общества, т. е. мировоззренческих установок;

– развитие творческих способностей учащихся;

– социализация учащихся, ознакомление с социально-функциональными ролями человека, способами участия в общественной практике;

– инкультурация учащихся, усвоение ими ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры данного общества. В общем образовании тесно переплетаются задачи обучения и воспитания.

Профессиональное образование преследует, в основном, аналогичные цели, но решает их на более высоком интеллектуальном уровне применительно к особенностям определенной специальности. Обучение здесь осуществляется в специализированных областях социальной практики, осуществляют его квалифицированные представители узкопрофилированных профессий. При этом обучающийся должен усвоить не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету, но и принципы профессиональной культуры, традиции и т. д., что даст возможность интегрироваться в производство и в профессионально-культурную общность производителей.

Так осуществляется культурная трансмиссия (от лат. transmissio – пересылка, передача), благодаря чему культура передается от поколения к поколению через обучение. Именно этот процесс обусловливает преемственность культуры, ее трансляцию, ее непрерывность во времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,50 out of 5)

Культурология – Берестовская Д. С. – Человек как производитель культуры