История социологии – Зборовский Г. Е. – § 7. Значение идей К. Маркса для последующего развития социологии

Несмотря на то что К. Маркс не был социологом в строгом и узком значении этого слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии сегодня общепризнано, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Многими из них единодушно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие социологической мысли. При этом четко проводится идея: без Маркса не было бы многих социологических направлений, школ и парадигм, не было бы целого ряда крупных исследователей, в том числе таких гигантов социологической науки, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. И это несмотря на то, что далеко не все социологи приняли его учение. С именем Маркса связывается прокладывание столбовой дороги социологии.

То обстоятельство, что представители отечественного обществознания подчеркивали выдающееся значение Маркса как социолога, вполне понятно и очевидно. Весь путь развития советского общества (вплоть до 1990-х гг.) напрямую и Жестко связывался с реализацией его идей в практике строительства социализма и коммунизма, а лидеры СССР поочередно провозглашались достойными наследниками и проводниками основополагающих идей вождя мирового пролетариата (хотя подавляющее большинство из них вряд ли имело какие-либо представления о социологической науке). Впрочем, в отечественной науке достаточно часто смешивались представления о Марксе как социологе и политике, идеологе нового общества, коммунистической партии, пролетариата.

Что касается оценок Маркса как социолога в зарубежных работах, то они чаще всего очень высоки и выявляют значения тех сторон и аспектов его учения, которые оказали наиболее глубокое влияние на последующее развитие социологической науки. Приведем типичную в этом отношении точку зрения американского социолога Кристофера Дуба: “Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь… Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли – это продукты той эпохи, в которой они локализованы… Третья главная идея – это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию”*25.

*25: {Doob Chr. Sociology: An Introduction. N. Y., 1985. P. 9.}

Нельзя не согласиться с подобной точкой зрения, добавив при этом, что социологи продолжают использовать и иные теоретические и концептуальные идеи Маркса, понимая, однако, что их не следует абсолютизировать, но нужно видеть применимость значительной части из них не столько к рубежу XX-XXI вв., сколько к более ранним этапам развития капитализма. Главное состоит в том, чтобы осознавать в полной мере вклад Маркса в становление и развитие социологии, рассматриваемой в тесной связи с экономической наукой.

В заключение приведем высказывание о нем французского социолога Р. Арона, с которым полностью солидарны: “Маркс был, бесспорно, социологом, но социологом ярко выраженного тина, социологом-экономистом, убежденным, что нельзя понять современное общество, не усвоив механизма функционирования экономической системы, и нельзя понять эволюцию экономической системы, не принимая в расчет теорию деятельности” [Арон. 1993. С. 152].

Вопросы и задания

1. Можно ли назвать К. Маркса социологом? Ответ следует аргументировать.

2. Почему материалистическое понимание истории выступает как основа социологической концепции Маркса? Раскройте его существо.

3. Р. Арон в работе “Этапы развития социологической мысли” пишет 6 “двусмысленностях” марксистской социологии. В чем они состоят? Разделяете ли вы точку зрения Арона?

4. В чем существо Марксова подхода к анализу взаимодействия общества и личности?

5. Раскройте сущность понятия “экономический детерминизм”. Можно ли применять это понятие при характеристике социологической теории Маркса?

6. Как соотносятся в творчестве Маркса экономический и социальный детерминизм?

7. Охарактеризуйте взгляды Маркса на социально-классовую структуру капиталистического общества.

8. Внимательно ознакомьтесь с “Анкетой для рабочих” Маркса. Проанализируйте ее и попробуйте произвести группировку вопросов по выделенным вами основаниям.

9. В чем суть трактовки категории “образ жизни”, которую дает Маркс?

10. Как характеризует проблематику социального (рабочего и свободного) времени Маркс?

11. Какие социологические взгляды Маркса, с вашей точки зрения, были искажены или излишне идеологизированы его последователями и противниками, а какие не потеряли актуальности и сегодня?

12. Оцените вклад Маркса в развитие социологического знания.

Литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.;

3. Ростов н/Д., 1999. Гофман A3. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. Капитонов ЭЛ. История и теория социологии. М., 2000.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Там же. Т. 42.

6. Маркс К. Анкета для рабочих // Там же. Т. 19.

7. Попова ИМ. Был ли Маркс социологом? // Социол. журн. 1995. № 3.



История социологии – Зборовский Г. Е. – § 7. Значение идей К. Маркса для последующего развития социологии