История социологии – Зборовский Г. Е. – § 6. Мораль и религия в социологическом творчестве Э. Дюркгейма
Концепция морали в социологическом творчестве Э. Дюркгейма тесно связана с его концепцией религии, систематическому изложению которой он посвятил одну из четырех своих крупных работ (“Элементарные окормы религиозной жизни”). Здесь нельзя не сказать о личном отношении социолога к религии, связанном с его биографией. В изложении основных вех жизни ученого уже отмечалось, что он был сыном раввина. В детстве он изучал Талмуд, древнееврейский язык и готовился повторить жизненный путь отца. Однако это желание владело им недолго, и уже в школе он отказался от первоначального стремления связать свою жизнь со служением религии. Став социологом, Дюркгейм сделал предметом своего научного интереса и исследования социальную и нравственную функции религии. Что же касается веры, то она была связана в его жизни с наукой, прежде всего социологической. Будучи человеком, глубоко нравственным, в служении ей он видел долг своей жизни.
Для Дюркгейма религия – это, прежде всего явление, имеющее глубокую общественную детерминацию и функциональные социальные последствия. Она выступает в концепции социолога как один из важнейших элементов коллективного сознания, в котором находили свое воплощение определенные специфические представления людей о социальной реальности. Дюркгейм рассматривал религию как продукт социальной среды, что предполагало выявление причинной связи и зависимости между обществом и религией. При этом приоритет, как и в случае с моралью, солидарностью и другими социальными явлениями, отдавался обществу. В этом смысле Дюркгейм характеризовал религию в качестве инструмента, средства деятельности определенных социальных сил, которые в специфической форме подчиняли себе индивидов.
Дюркгейм был сторонником подчеркивания социальных аспектов религии. Трактуя ее как систему верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным, вещам, он связывал эти верования и обряды с какими-либо значимыми социальными объектами. В данном случае проявлялся его подлинно социологический подход к религии, в процессе реализации которого он стремился рассматривать ее в рамках широкого социального контекста, а не замыкать на сугубо внутренние, догматические аспекты. Поэтому саму религиозную деятельность он трактовал, прежде всего, как обрядовую и культовую. Главным компонентом религии становилось коллективное отправление обрядов.
Related posts:
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 10. Значение социологического творчества Э. Дюркгейма Говоря в целом о значении социологического творчества французского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наш дни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э. Дюркгейма и переводчик ряда его работ А. Б. Гофман, идеи социолога “могут оказаться весьма полезными и сегодня, […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 4. Взаимодействие общества и личности в социологическом творчестве К. Маркса К. Маркс уделял большое внимание анализу социального детерминизма, объясняющего механизм взаимодействия общества и личности. Его подход оказался вполне историчным. Он заключался в том, что этот механизм не является раз навсегда данным для всех времен и народов. На каждом этапе исторического развития взаимодействие общества и личности имеет особый характер, обусловленный совокупностью жизненных обстоятельств конкретной общественной формации […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 3. Правила социологического метода Э. Дюркгейма Будучи позитивистом, Э. Дюркгейм уделял много внимания рассмотрению и применению конкретных методов научного исследования. Но они выступали у него не как самоцель, главное заключалось в том, чтобы с их помощью можно было реализовать социологический подход, или социологический метод изучения социальных фактов. Для этого французским ученым были сформулированы специальные правила социологического метода. В его работе под […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 5. Социологическая концепция морали Э. Дюркгейма Из изложенных выше суждений Э. Дюркгейма видно, какое значение он придавал моральным обстоятельствам, моральным правилам, в целом фактору морали в. жизни общества и конкретных индивидов. Мораль неотделима от социальной солидарности, а разделение труда выполняет нравственную функцию в качестве наиболее значимой. Раскрывая проблему моральной ценности разделения труда, социолог отмечает: “Благодаря ему, индивид начинает сознавать свое состояние […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 3. Проблемы феноменологической социологии в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана Краткий биографический очерк Одними из наиболее крупных представителей феноменологической социологии, прежде всего социологии знания, являются Питер Бергер и Томас Лукман, а их совместная работа “Социальное конструирование реальности” (опубликована на английском языке в 1966 г., на русском – в 1995 г.) признана классической и стала в один ряд с социологическими “бестселлерами” второй половины XX в. Бергер […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве Э. Гуссерля § 1. Понятие феноменологической социологии и ее теоретические истоки Понятие феноменологической социологии Тесно связанной с символическим интеракционизмом в рамках гуманистической социальной науки является феноменологическая социология, которую также рассматривают как направление или даже парадигму социологии XX в. В качестве самого общего ее определения можно принять предлагаемую Л. Г. Иониным характеристику феноменологической социологии как теоретико-методологического направления в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Французская социологическая школа Э. Дюркгейма Значение классического этапа в развитии социологической науки заключалось в том, что уже в его рамках стали возникать первые социологические школы. Здесь необходимо сказать о двух – французской социологической школе Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школе (США). За всю более чем полуторавековую историю социологии существовало всего лишь несколько крупных школ. Значительная научная школа – явление в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Кризис в социологическом сознании и поиск путей выхода из него § 1. Общая характеристика социологической теории 1980-1990-х гг. Кризис в социологическом сознании и поиск путей выхода из него В1980-1990-х гг. возник целый ряд новых социологических теорий, которые не вышли пока на уровень парадигм, не приобрели характер общепринятого методологического “преклонения” перед ними, но вместе с тем оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Глава 10 Социологическое творчество Э. Дюркгейма § 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения Один из выдающихся представителей социологической науки Э. Дюркгейм (1858-1917) родился во французском г. Эпиналь в семье равнина. Здесь он закончил коллеж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть жизни, написал многие труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Проблема личности и типология поведения в творчестве К. Хорни В рамках постфрейдистского психосоциологического учения значительных результатов добился швейцарский исследователь Карл Юнг (1875- 1961). Основные его работы переведены на русский язык и были изданы в нашей стране в 1990-е гг. [Юнг. 1995; 1997]. Как и Адлер, Юнг определенное время находился под влиянием Фрейда (другом и сотрудником которого ему довелось быть), но затем также отказался от […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 8. Проблема самоубийства Его рассмотрению была посвящена специально большая работа французского социолога. Самоубийство исследуется социологом, прежде всего, как не индивидуальное, а социальное явление. “Так как самоубийство по самому своему существу носит социальный характер, – пишет Дюркгейм, – то следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явлений” [1994. С. 318]. И хотя первая часть социологического этюда “Самоубийство” […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера Сформулированные выше идеи развивал в своем творчестве ученик и последователь Гуссерля, немецкий философ и социолог Макс Шелер (1874-1928), который, кстати, ввел в научный оборот сам термин “социология знания”. Исходной позицией феноменологической социологии Шелера явилось разграничение всего бытия на две сферы: субструктуры (или реальных социальных факторов) и суперструктуры (или духовных, идеальных форм). К первой немецкий мыслитель […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Проблема конфликта в творчестве К. Маркса и его критиков У истоков этой парадигмы в XIX – начале XX в. стояли такие известные представители классического этапа социологии, как К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Зиммель (об их творчестве и подходах к проблеме конфликта см. подробнее в первой части учебника). Поскольку основателем парадигмы конфликта специалисты считают Маркса, остановимся в первую очередь на его взглядах, с ней связанных. […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Изучение социальных групп в социологии Начиная с 1920-1930-х гг. проблема социальных групп превращается в пограничную для двух наук – социологии и социальной психологии. Это обстоятельство способствует их обоюдному развитию, которое продолжается и по сей день в связи с разработками проблематики социальных групп. Тем не менее, подходы названных выше наук к изучению социальной группы различаются. Социологический подход определяется выявлением в первую […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 2. Социал-дарвинистское направление в социологии. Взгляды Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера Под социал-дарвинизмом чаще всего понимают направление (иногда пишут “школа” или даже “парадигма”) в социологии, провозгласившее в качестве определяющих факторов общественной жизни принципы естественного отбора и биологической эволюции и рассматривающее их как принципы социального отбора и социальной эволюции. Представители этого направления исходят из посылки, согласно которой все социологические выводы должны соответствовать естественнонаучным законам, а в основе […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 7. Социология религии Капиталистическое общество, отношения в нем и хозяйственная деятельность рассматриваются Вебером в тесной связи с религией. Если для подавляющего большинства предшественников и современников немецкого ученого анализ религии принимал самодовлеющий и самодостаточный характер, то в его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. Веберовский социологический […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 2. Психологический эволюционизм в социологии. Взгляды Л. Уорда Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX – начала XX в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т. е. разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 3. Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа Однако при всем при этом “классикам” мировой социологии (отнесем к ним в первую очередь О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето) были присущи общие черты. Конечно, они по-разному проявлялись в их творчестве с точки зрения глубины, выраженности, влияния на социологическую концепцию в целом. Тем не менее, […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 2. Предмет социологии и трактовка общества В понимании Дюркгейма (“Правила социологического метода”) социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, – социальные факты, совокупность которых составляет общество. […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Концепция личности в творчестве Э. Фромма Научное наследие Фромма нельзя строго отнести к какой-то одной дисциплине. Однако можно определить ведущую проблему всего его творчества – проблему человека. Она занимает центральное место в его работах разных лет, но преимущественно в период после Второй мировой войны. Причинами актуализации личностной проблематики были и осмысление им ценности жизни человека (война активизирует саму по себе постановку […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 1. Появление и характерные особенности эмпирической социологии § 1. Появление и характерные особенности эмпирической социологии Понятие эмпирической социологии и причины ее появления При изучении классического этапа развития социологии выявлялись исторические истоки эмпирической социологии. Речь шла о первых эмпирических исследованиях в XVII-XIX вв. Специально рассматривались: проблемы смертности в их эмпирическом изучении Дж. Граунтом, статистические работы У. Петти, И. Зюсмильха, становление социальной статистики в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Понятие эмпирической социологии и причины ее появления § 1. Появление и характерные особенности эмпирической социологии Понятие эмпирической социологии и причины ее появления При изучении классического этапа развития социологии выявлялись исторические истоки эмпирической социологии. Речь шла о первых эмпирических исследованиях в XVII-XIX вв. Специально рассматривались: проблемы смертности в их эмпирическом изучении Дж. Граунтом, статистические работы У. Петти, И. Зюсмильха, становление социальной статистики в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Глава 12 Исторические истоки эмпирической социологии § 1. Понятие эмпирического социального исследования До сих пор, рассматривая основные направления развития социологии в XIX – начале XX в. и идеи ее наиболее крупных и известных представителей, мы обращали внимание, прежде всего на их теоретические исследования. В них характеризовались концепции общества, взгляды на предмет социологии как науки, теоретические воззрения на основные социально-экономические и политические […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Рамочный анализ Что такое рамочный анализ? В его основе – многозначное понятие рамки, которая выступает как некая обрамляющая социальное содержание теоретическая конструкция. (Кстати сказать, термин “рамка” впервые был введен в научный оборот Г. Бейтсоном, о чем пишет сам Э. Гоффман, поясняя, что использует это понятие в том же значении, которое придал ему Бейт-сон.) Возможно, это нечто близкое […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – “Ядро” и “периферия” предмета социологии С учетом охарактеризованных выше подходов отметим, что для нас “ядром” предметного поля социологии выступает социальная общность*49. Под ней мы понимаем взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, целей и задач материальной, производственной и иной деятельности, близостью их взглядов, верований, субъективных представлений. К социальным общностям можно отнести все (или большинство) устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Бурное развитие эмпирической социологии в США Эмпирическая социология вступает в пору своего бурного развития. Оно проявилось в растущем интересе к методике, технике и процедуре исследования. Социологам (да и не только им) стало казаться, что они могут располагать самыми надежными инструментами для получения объективно истинного знания. Распространению этой иллюзии способствовала проблематика социологических исследований 1920-х гг. Она касалась наиболее острых проблем жизни и […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Общая характеристика творчества Общая характеристика творчества Эрвина Гоффмана (1922-1982), канадско-американского социолога, чаще всего считают представителем символического интеракционизма. “Пройдя” социологическую школу Чикагского университета (уже в период падения ее величия и значения), формируясь и развиваясь под влиянием идей Дж. Мида, он защитил в этом университете в 1953 г. докторскую диссертацию, посвященную исследованию коммуникационных структур на Шетландских островах. Его дальнейший творческий […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Учение о формах социальной жизни Общность и общество выступают у Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются социологом на три типа: а) социальные отношения; б) группы, совокупности; в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества. Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества. “Социальное отношение, – […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 4. Общественная солидарность и разделение труда Центральная проблема творчества Э. Дюркгейма, прошедшая через всю его жизнь, – социальная, или общественная, солидарность. Один из главных вопросов, который постоянно интересовал французского социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество, что заставляет их это делать. Ответ на этот вопрос был найден им в движущей силе их поведения, которую он определил […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 4. Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гоффмана Общая характеристика творчества Эрвина Гоффмана (1922-1982), канадско-американского социолога, чаще всего считают представителем символического интеракционизма. “Пройдя” социологическую школу Чикагского университета (уже в период падения ее величия и значения), формируясь и развиваясь под влиянием идей Дж. Мида, он защитил в этом университете в 1953 г. докторскую диссертацию, посвященную исследованию коммуникационных структур на Шетландских островах. Его дальнейший творческий […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России § 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного, права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Исследование мира повседневной жизни людей Общая характеристика творчества Эрвина Гоффмана (1922-1982), канадско-американского социолога, чаще всего считают представителем символического интеракционизма. “Пройдя” социологическую школу Чикагского университета (уже в период падения ее величия и значения), формируясь и развиваясь под влиянием идей Дж. Мида, он защитил в этом университете в 1953 г. докторскую диссертацию, посвященную исследованию коммуникационных структур на Шетландских островах. Его дальнейший творческий […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Предметное поле социологии Предметное поле социологии Рассматривая социологию XX в. как современный этап развития данной науки, мы обнаруживаем его единство и целостность с помощью выявления определенного круга основных проблем, характерных для всего этого этапа. Речь идет о тех проблемах, которые волновали социологов на протяжении всего века и продолжают волновать сейчас. Социолог – в определенном смысле путешественник и в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Предмет, структура и метод социологии В названных выше работах российского ученого оказалось много теоретических проблем, которые волновали Сорокина на протяжении всей его “дальней дороги” по социологии. В первую очередь это касается “Системы социологии”, в которой четко была поставлена проблема интегральной социологии – сквозная для всего творчества ученого. В книге оказались сформулированными темы, которые в разное время привлекали его исследовательское внимание: […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 7. Личность и общество При всей приоритетности общества над индивидом, признание которой было характерно для Дюркгейма, он стремился показать в своем анализе их взаимозависимость, когда каждая из сторон оказывается заинтересованной в развитии другой. Смысл его подхода заключался в подчеркивании того, что общество не может развиваться и процветать, если человек угнетается и низводится до уровня машины. Превращение индивида в придаток […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 4. Этнометодология как парадигма социологии второй половины XX в Общая характеристика Этнометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом и феноменологической социологией, поскольку и для нее основное в предметной зоне – изучение взаимодействия между людьми. Вместе с названными выше двумя направлениями этнометодология составляет своеобразную “триаду” гуманистической социологии (последнюю иногда называют гуманистической парадигмой в социологии). Ее основателем является американский социолог Гарольд Гарфинкель (род. в 1917 г.). […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 4. Первые школы в социологии Значение классического этапа в развитии социологической науки заключалось в том, что уже в его рамках стали возникать первые социологические школы. Здесь необходимо сказать о двух – французской социологической школе Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школе (США). За всю более чем полуторавековую историю социологии существовало всего лишь несколько крупных школ. Значительная научная школа – явление в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 2. Предмет социологии XX в Предметное поле социологии Рассматривая социологию XX в. как современный этап развития данной науки, мы обнаруживаем его единство и целостность с помощью выявления определенного круга основных проблем, характерных для всего этого этапа. Речь идет о тех проблемах, которые волновали социологов на протяжении всего века и продолжают волновать сейчас. Социолог – в определенном смысле путешественник и в […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – § 2. Общество как система Рассмотрим основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Начнем с анализа взглядов социолога на общество, поскольку именно его интерпретация во многом определила все остальные взгляды, теории и суждения. Для итальянского мыслителя общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. “Общественный порядок, – […]...
- История социологии – Зборовский Г. Е. – Глава 8 Формальная социология Г. Зиммеля § 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика творчества Георг Зиммель (1858-1918) родился в Берлине в еврейской семье, закончил в этом же городе классическую гимназию и затем поступил на философский факультет Берлинского университета. Его преподавателями были знаменитые в то время обществоведы историки Моммзен, Дройзен, Трейчке, психологи Лацарус, Бастиан, Штейнталь, философы Харм, Целлер. Именно этими предметами […]...