Геронтопсихологія – Долинська Л. В. – Социологический аспект

Социологический аспект

Говоря о предмете социальной геронтологии, К. Тиббиттс в статье “Социальный аспект старения” (Tibbits, 1963) выделил ряд вопросов о том, как старение детерминируется общественными условиями и как старые люди в качестве особой группы взаимодействуют с обществом.

Значение культуры и общества. Культура, по словам Тиббиттса, включает в себя ряд институтов, среди которых главными являются семья, экономика, правительство и религия. Культура также включает науку, работу, контроль за здоровьем и благосостоянием. Развернутое определение культуры завершается у К. Тиббиттса указанием на то, что задача общества состоит и в том, чтобы определить количество старых людей, осуществлять заботу об их здоровье и благосостоянии. Функция общества – создание условий для жизни старых людей. Главная задача социологии старения определить место старого человека в обществе.

Социальные изменения. Здесь отмечается то весьма важное обстоятельство, что общество постоянно изменяется, и эти изменения не могут не отразиться на старых людях, которые вынуждены менять многие свои взгляды и привычки, что представляет трудность для них. Отмечается и то, что знания, ранее полученные пожилыми людьми, уже становятся бесполезными в наше время, и поэтому старые люди, как выражается К. Тиббиттс, чувствуют себя не на своем месте, неловко. Эта неловкость усугубляется страхом перед будущим. По сути дела, отмеченное Тиббиттсом значение социальных изменении, влияющих на самого стареющего человека, есть социально-психологический аспект старения, самым тесным образом связанный с проблемой пригодности стариков для работы в сфере современного производства, науки и культуры.

Это в свою очередь связано с вопросами, которые не могут решаться в сфере социологии, а естественно, должны быть перенесены в сферу психологии, педагогики и медицины.

Работа и уход на пенсию. Здесь К. Тиббиттс замечает, что в сравнении с ранними историческими эпохами человек должен трудиться не до самой своей смерти, а пока у него хватает на это энергии. Старый человек, по его мнению, в наше время не чувствует себя производителем как таковым, он может уже не трудиться, уйти в отставку. Основные вопросы, которые стоят перед социологом, отмечает Тиббиттс, таковы: Какой отпечаток накладывает отставка на личность и ее умственное здоровье? Какое место могут занять старые члены общества в нем? Как поддерживать людей на протяжении этого периода?

Семейные отношения. В этом разделе Тиббиттс пишет об изменении семейных отношений в современном обществе, указывает на распад традиционной патриархальной семьи, на изменение статуса старого человека, на лишение его прежнего места главы семьи. Он пишет, что пожилым людям для удовлетворения своих нужд приходится обращаться не к детям и внукам, а к общественным организациям.

Статус. Высказанные выше положения позволяют Тиббиттсу шире рассмотреть изменение общественного статуса старого человека. По его словам, в примитивном обществе образ жизни разных поколений изменялся мало и поэтому старые люди имели преимущество вследствие накопленного опыта, мудрости и знания традиций, которые возлагали на них обязанность быть учителями молодежи. В настоящее время эти качества уже не ценятся. Молодые люди лучше выполняют свою роль в результате современного образования и не нуждаются в помощи старых.

“Умственное здоровье”. Автор ставит вопрос, в какой степени у старых людей может сохраниться умственное здоровье, бодрость духа, как на эти стороны личности влияет уход на пенсию. Возникает проблема, которую американские социологи выдвигают в качестве одной из центральных социально-геронтологических проблем, – проблема “занятости” и “незанятости” старых людей, и вместе с ней встает проблема так называемого разобществления, тенденция к потере коммуникаций.

Эта проблема широко разрабатывается Камминг и Генри (Cumming, Henry, 1962), Хэвайюрстом (Havighurst, 1964) и многими другими. Особый интерес представляет работа Генри (Henry, 1963), посвященная этой проблеме.

“Угнетенные группы”. Под “угнетенными группами” подразумеваются те группы стариков, которые теряют свой социальный статус, теряют самостоятельность, доход, не состоят ни в каких организациях, а целиком зависят от общества, находясь на его иждивении. Этим группам противопоставляются те, которые либо пытаются сохранить свое прежнее общественно-экономическое положение, либо организуют особые организации, клубы и т. п. Тиббиттс указывает на то, что в США, Канаде и Северо-Западной Европе производится планирование национального дохода для строительства специальных учреждений для пенсионеров, входящих в угнетенные группы.

Статья Тиббиттса носит программный характер и одновременно подытоживает исследования, проделанные социальными геронтологами за 10 лет.

Основная мысль, которая пронизывает выступление К. Тиббиттса (1963), состоит в том, что старые люди рассматриваются обществом как особая социальная группа, в отношении которой действуют определенные социальные законы, и что ответственность за положение старых людей в обществе несет само общество. И как бы ни рассуждал К. Тиббиттс с “надклассовых”, “общесоциальных” позиций, все равно он вынужден признать, что доход – это то, на чем держится экономика старого человека, а если его нет – старый человек попадает в угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества.

Мы подробно остановились на характеристиках социологических подходов к процессу старения, вернее, показали, как К. Тиббиттс характеризует социологический аспект социальной геронтологии, тем более что этот подход не единственный. В дальнейшем тот же Тиббиттс расширяет круг вопросов, которые затрагивает социальная геронтология, в частности, определяет социально-психологический подход.

Социологическую линию в социальной геронтологии осуществляет и датский социолог Е. Фрииз (РгШ, 1966). Если рассмотренная выше работа К. Тиббиттса представляет собой постановку вопроса, выделение ряда социологических проблем старения, словом, носит теоретический характер, то доклад Е. Фрииза, который он представил международному конгрессу социологов, иллюстрирует конкретно социологический подход к исследованию, носящий практический характер. Доклад называется “Старые люди в трех индустриальных странах” и начинается с определения предмета социальной геронтологии. По словам Е. Фрииза, ее предметом являются жизненные условия и поведение старых людей, а также их отношение к биологическим факторам и среде обитания. Он утверждает, что старые люди выделяются в определенную качественно своеобразную группу. По его словам, возникло много предрассудков и мифов относительно положения этой группы в западных индустриальных странах, многие из которых нуждаются в подтверждении; говорят даже о катастрофических изменениях, утверждая, что старые люди в индустриальных странах социально и психологически занимают самое невыгодное положение в обществе. Исходя из этого, высказываются, как говорит Е. Фрииз, следующие предположения: 1) большинство старых людей изолированы от общества, в том числе и от семьи; 2) желая продолжать работу после определенного возрастного предела, старые рабочие не могут получить места вследствие отрицательного к ним отношения со стороны администрации; 3) большинство старых людей живут в плохих экономических условиях; в США и Великобритании хуже, чем в Дании.

Высказывания Е. Фрииза прежде всего свидетельствуют о том, что в руководящих кругах крупных индустриальных стран мира имеется серьезная озабоченность тем, какое впечатление экономика, а следовательно, и благосостояние населения, производит на мировую общественность, тем более что многие экономисты и социологи считают, что отношение общества к старикам отражает уровень его цивилизации.

Е. Фрииз отвечает на поставленные 3 вопроса следующим образом:

Исследования показали, что 3/4 старых пар и половина одиноких живут без детей, однако 80% из них во всех трех странах имеют живых детей.

Значительное количество старых людей (мужчин) продолжают работать и после достижения пенсионного возраста. Е. Фрииз приводит такие данные (табл. 7.2). К этому Е. Фрииз делает интересное примечание: “В Дании люди заняты меньше в промышленности, чем в сельском хозяйстве”.

На основе анкетных данных и проведенных интервью он делает вывод о том, что причиной ухода старых рабочих на пенсию является не отрицательное отношение предпринимателей к ним (дискриминация), а плохое состояние здоровья.

Таблица 7,2

Процентное соотношение мужчин, занятых на производстве, в возрасте 65 лет и старше в 3-х капиталистических странах

Возраст, годы

США

Великобритания

Дания

65-66

51

49

76

67-69

42

37

52

70-74

29

24

31

75-79

19

15

18

80

15

10

15

Данные, представленные Е. Фриизом, и их обсуждение представляют большой интерес в связи с тем, что, во-первых, они подтверждают демографический анализ, касающийся постарения производительной части населения; во-вторых, эти данные свидетельствуют о том, что независимо от субъективного стремления тех или иных предпринимателей признать или дискриминировать старых рабочих они вынуждены считаться с потребностью капиталистического производства и принимать на работу людей любых возрастов, если это выгодно.

3. Отвечая на третий поставленный в исследовании вопрос, Е. Фрииз вынужден признать, что старые люди в Дании живут лучше, чем в США и Великобритании. Он отмечает, что обследуемые им старые люди не представляют собой однородной но разным показателям, в том числе и по доходам, группы, а следовательно, вряд ли можно говорить о старых людях как о единой социальной группе вообще. Причем обращает на себя внимание и то, что эта неоднородность имеет место в значительно большей мере в США, чем в двух других индустриальных странах. Кроме того, при организации обследования не учитывалось, в каком материальном положении находились старые люди в их зрелые годы, т. е. ухудшилось или улучшилось это положение. Данные опросника свидетельствуют, что 17% старых людей в Дании, 51% в Великобритании и 34% в США считают, что они живут не хуже, чем тогда, когда им было 55-60 лет. Е. Фрииз не случайно подчеркнул неоднородность групп старых людей, которые отличаются друг от друга прежде всего степенью дохода. Доходу, необходимому для поддержания старых людей, уделяли внимание также Аллегер (Allйger, 1964), Крепе (Kreps, J 968), Тиббиттс (Tibbits, 1963) и другие.

К социологическим проблемам старения относится социальная адаптация старых людей. Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу своего возраста, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает старых людей к себе. Некоторые авторы называют старость “возрастом плохой адаптации”, которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей социальной среде (Pollak, 1948).

Вопрос о социальном обеспечении престарелых и пенсионеров является одним из основных вопросов прикладной социальной геронтологии (Ross, 1968; Knowles, 1965). Зарубежные социологи ставят перед собой другой вопрос: может ли общество выработать систему оценок, которая установит стандарт для работы и ухода на пенсию, учитывающий не только календарный возраст рабочего, но и его физическое состояние (Szevnshuk, 1966). Особое внимание в последние годы привлекает проблема жилищного строительства и устройства жизни пожилых людей (Carp, 1966; Geitly, 1968), а также проблема институциализации лиц, нуждающихся в уходе и медицинском обслуживании (Hejferin, 1968), и многое другое.

По мнению социальных геронтологов, одним из основных факторов успешной социальной адаптации пожилых людей считается вовлечение их в производство. Этот вопрос выходит за рамки геронтологии и решается с учетом целого ряда обстоятельств. Прежде всего это вопрос, который ставят предприниматели перед своими служащими: в какой степени могут быть старые люди пригодны к новым условиям производства, можно ли их обучать? В связи с этим экономические компании, акционерные общества и т. п. привлекают ученых для решения вопроса о возможности обучать и переучивать старых рабочих, например с целью оставить зарплату на более низком уровне, чем если бы пришлось нанимать молодых, которые потребуют более высоких расценок.

Проблема привлечения старых рабочих к труду самым тесным образом связана с исследованиями по психогеронтологии. Американский социолог Шевчук (рггуткик, 1966) обобщил данные, касающиеся тех условий, в которых могут успешно работать старые люди с учетом специфики их психофизиологических возможностей. Было выяснено, к каким условиям производства может привыкнуть старый человек и какие условия желательно создать, чтобы труд старых рабочих был продуктивен. Датский социолог С. Форсман (Гогяятап, 1962) опубликовал большую статью, касающуюся исследования возможностей привлечения старых людей к производству с учетом трудностей, встречающихся на пути практического решения этого вопроса. Первая трудность – психологического порядка, связанная с субъективной самооценкой старых людей, не видящих перспективы своей деятельности. Вторая – финансового, ибо старым рабочим предприниматели могут платить меньше. Третья трудность – социально-демографическая, связанная с постарением населения, что вызывает конкуренцию с молодыми рабочими. Четвертая – геронтофобия, предубеждение нанимателей против старых людей. Американский социолог П. Мильхоль (МИНо1, 1965) говорит о том, что к трудностям адаптации относится нежелание старых рабочих менять свою высокую квалификацию, в результате чего они предпочитают лучше остаться вне производственной деятельности, чем терять прежнюю квалификацию, приобретая новую. К проблеме адаптации старых людей примыкает и такой вопрос, как передвижение сроков пенсионного возраста (трудовая мобильность), и многие другие.

Поскольку социальная геронтология за рубежом, особенно социологический ее аспект, есть часть буржуазной социологии, на ней лежит печать всех присущих последней черт: ее ограниченность, направленность на утверждение целесообразности буржуазного общества, попытка разрешить социально-экономические противоречия буржуазного общества в рамках капитализма.

Одним из наиболее слабых мест социальной геронтологии является решение проблемы дохода старых людей. Доход определяет положение состарившегося человека в буржуазном обществе. Известный американский прогрессивный писатель и публицист Э. Колдуэлл

(1966) подверг острой критике рассуждения социальных геронтологов относительно дохода. Эта критика обращена ко всей капиталистической системе. Свою книгу “Вдоль и поперек Америки”, очерк “Финикс, Аризона” Э. Колдуэлл посвящает именно этому вопросу. Он пишет: “Старость в Америке наших дней того и гляди станет привилегией совершенно новой социальной группы… Есть достаточные и даже подкрепленные доказательствами факты, что застрельщиками в борьбе за повышение общественного статуса стариков явились неугомонные агенты по продаже недвижимости… Современный, полностью электрифицированный домик для двоих в городе-саде, выбранном по вашему усмотрению, обойдется вам в десять – пятнадцать тысяч долларов. Далеко же мы ушли от богаделен, сельских работных домов и других форм общественного призрения престарелых” (Колдуэлл, 1966, с. 116-119).

Кто может жить в городах-садах? Те, кто имеет доход – капитал. А кто закончит свой жизненный путь в богадельне? Те, кто его не имеет. Глубокое противоречие буржуазной системы – неравенство членов общества; разделение на бедных и богатых, белых и цветных находит свое отражение и в зарубежной социальной геронтологии.

Мы изложили содержание некоторых наиболее существенных социологических проблем, которые пытаются поставить и разрешить зарубежные социальные геронтологи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)

Геронтопсихологія – Долинська Л. В. – Социологический аспект